344006 г. Ростов-на-Дону  ул. Пушкинская, 160   +7(863) 218-40-00 доб.12-702, +7(863)264-17-55    email: isir@sfedu.ru   soc-vk 


sfdu new

1 июня 2023 года в Институте социологии и регионоведения Южного федерального университета торжественно прошла работа секций в рамках проведения Всероссийской научно-практической конференции «Дробижевские чтения: этническое и социальное измерения».

Жизнь Леокадии Михайловны была целиком посвящена науке и общественным, просветительским задачам. Как ученый Леокадия Михайловна творчески соединяла в себе социолога, историка, этнолога и общественного деятеля. Обладая широчайшим кругозором и неиссякаемыми научными интересами, Леокадия Михайловна вместе с Ю.В. Арутюняном много лет возглавляла отечественную школу этнической социологии. Она воспитала не одно поколение учеников из разных регионов нашей страны, внесла неоценимый вклад в развитие научных знаний об управлении этнокультурным разнообразием России. Ею лично много сделано для институционализации российской национальной политики и сохранения межнационального согласия в стране.


image-03-06-23-07-10

С приветственным словом на Пленарном заседании конференции обратился Горшков Михаил Константинович, научный руководитель ФНИСЦ РАН, директор Института социологии ФНИСЦ РАН, академик РАН.

С докладами выступили:

1.Тишков Валерий Александрович, научный руководитель ИЭА РАН, сопредседатель Научного совета РАН по проблемам этничности и межнациональных отношений, академик РАН. Тема доклада: «Имиджи Леокадия Дробижевой»

2.Черныш Михаил Федорович, директор ФНИСЦ РАН, член-корреспондент РАН. Тема доклада: «Проблемы исследования общегражданской идентичности»

3. Волков Юрий Григорьевич, научный руководитель ЮРФ ФНИСЦ РАН, научный руководитель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета. Тема доклада: «Социальная креативность личности — ресурс консолидации полиэтнического российского социума»

4.Мукомель Владимир Изявич, руководитель Центра исследования межнациональных отношений ИС ФНИСЦ РАН. Тема доклада: «Российская идентичность в структуре идентичностей россиян: смыслы и интерпретации».

Приоритетными направлениями работы конференции стали:

1. Этносоциология: трансформации исследовательского поля и методологии;

2. Межнациональные отношения: вчера, сегодня, завтра;

3. Старые и новые национализмы: эволюция идеологий;

4. Идентификация этничности: культуры, языки, мифология;

5. Российская идентичность 30 лет спустя: концептуализация, измерение, смыслы;

6. Этничность в контексте социально-экономических проблем развития территорий;

7. Государственная национальная политика РФ.

Под руководством Волкова Юрия Григорьевича, научного руководителя Института социологии и регионоведения Южного федерального университета; научного руководителя Южно-российского филиала ФНИСЦ РАН; заслуженного деятеля науки РФ; д.ф.н.; профессора, была проведена региональная секция«Идентичности в условиях глобальных вызовов: теория и практика междисциплинарных исследований».

image-03-06-23-07-12


Особое внимание и интерес слушателей был прикован к докладу Воденко Константина Викторовича, директора Академии социальных исследований и гуманитарного развития, заведующий кафедрой социальных и гуманитарных наук Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова, доктора философских наук, профессора.

В своем докладе «Этнокультурное образование и этнокультурная идентичность: проблемы и перспективы развития в Ростовской области» спикер обстоятельно раскрыл суть, цели и смысловую компоненту стратегического проекта «Социокультурная безопасность и устойчивое развитие региона». Целью стратегического проекта было определено формирование и развитие социально-безопасной среды и механизмов устойчивого развития региона посредством создания и институционального развития регионального кластера аналитических исследований, этнокультурного образования и социального развития и образования. Была рассмотрена система индикаторов для изменения влияния этнокультурного образования на формирование этнокультурной идентичности, представленная посредством диагностирования индикаторов технологического, поведенческого, познавательного, деятельностного, ценностного компонентов.

Доклад «Региональная политика идентичности в предметном поле социологии» представила Ляушева Светлана Аслановна, советник ректора, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, доктор философских наук, профессор. Было определено, что в Республике Адыгея и Краснодарском крае существуют разнообразные практики региональной политики идентичности. Перспективы реализации региональной политики идентичности в ближайшем будущем видятся в усилении потенциала использования символических ресурсов в регионе, ресурсов по развитию мировоззренческой картины (формирование представления о прошлом, настоящем и будущем), взаимодействии власти и научного сообщества, а также создании условий для встраивания в повседневность важнейших идентификационных маркеров, в том числе через развитие региона в социально-экономической сфере, что влияет на качество жизни населения и, соответственно, способствует укреплению позитивной идентичности, снижению конфликтности, повышению уровня солидарности идентичностей и, в конечном итоге, консолидируетроссийское общество в условиях роста угроз национальной безопасности.

Мосиенко Ольга Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической социологии и методологии социологических исследований Института социологии и регионоведения ЮФУ, обстоятельно осветила проблематику исследования «Актуальность темы Победы в Великой Отечественной войне в оценках студенческой молодежи вузов Ростовской области (на материалах социологических исследований)», В своем исследовании Ольга Сергеевна рассмотрела основные факторы формирования образа Великой Отечественной войны в глазах студентов вузов, являющихся выпускниками разных типов общеобразовательных учреждений. Эмпирическую основу статьи составили данные мониторингового социологического исследования, в ходе которого был проведен анкетный опрос студенческой молодежи 11 вузов Ростовской области. Выделены основные формы гражданско-патриотического воспитания, реализуемые в школах различного типа. Автор проанализировала интерес студенческой молодежи Дона к истории Великой Отечественной войны, а также их мнения о необходимости обращения к ней. Особое внимание автор уделил отношению студентов вузов к празднику 9 мая и анализу их мнений о необходимости празднования этой памятной даты. В ходе дискуссии, аудитория совместно со спикером пришла к консолидированному мнению, что следует больше внимания уделять изучению истории Великой Отечественной войны в учебных заведениях, особенно в профессиональных училищах, колледжах, техникумах, искать новые формы работы с этим историческим материалом, шире использовать возможности кинематографа, Интернет-пространство, поисковые экспедиции, изучение истории семьи и отдельных личностей в войне.


image-03-06-23-07-09

 

В продолжении Всероссийской научно-практической конференции, под руководством Бедрика Андрея Владимировича, директора Института социологии и регионоведения Южного федерального университета; к.с.н.; доцента, была проведена молодежная секция «Гражданская и этнокультурная идентичность молодежи в условиях неопределенности».

Оживленную дискуссию вызывал доклад«Общественно-политический порядок и институциональные условия формирования гражданской идентичности студентов вузов в условиях социальной неопределенности», подготовленный Маграновым Алексеем Сергеевичем, старшим научным сотрудникомЦентра социально-политических исследований Южного федерального университета; ведущимнаучным сотрудником Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, к.с.н. В докладе было диагностировано, что идентичность учащейся молодежи связана с формированием и постижением собственной уникальности через призму осознания сходства и различия с другими в своей культуре и обществе, а также через идентификацию социального опыта. Социальная идентичность учащейся молодежи достигается именно за счет осознания своей причастности к различным социальным группам, освоения социального пространства и, как следствие, понимания себя в качестве части общества. В основу формирования социальной идентичности учащейся молодежи укладываются, прежде всего, культура, нормы и ценности, присущие конкретному социуму, в котором молодежь проходит свое становление. В этой связи для формирования гражданской идентичности молодежи необходимы знания о социальной системе и чувстве принадлежности к данной общности; понимание норм, действующих в социальной общности, и принятие собственного положения в ее структуре, а также принятие гражданской общности в качестве группы членства.выделены три группы факторов, на основании которых простроена когнитивная модель формирования гражданской идентичности учащейся молодежи: культура, базирующаяся на определенных нормах и ценностях; патриотизм и патриотическое воспитание молодежи; историческая память.

Гринченко Елизавета Александровна, младший научный сотрудник Южно-российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, магистрант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, презентовала аудитории результат свое научное исследование на тему «Социальная справедливость в интеграционных практиках мигрантов из ДНР и ЛНР: на материалах Ростовской области». В докладе, посредством структурно-функционального анализа, были операционализированы ключевые показатели и индикаторы социального самочувствия мигрантов из республик ДНР и ЛНР. Целью ставилось выявление наиболее актуальных проблемных точек в социализациии интериоризации акторов в местное сообщество в контексте представлений о социальной справедливости. Диагностирована градиента социальных ожиданий и коммуникативных интенций, а также промежуточная удовлетворенность/неудовлетворенность взаимодействием с местным сообществом в зеркале оценок мигрантов. Вербализованы основные ожидания мигрантов в отношении принимающего сообщества в институциональном и межличностном аспекте. Рассмотрены возможности создания и апробации условий для равноправного взаимодействия в аккумулировании взаимных интересов субъектов интеграции. Разработка теоретической концепции социальной консолидации Южно-российского регионального сообщества и его интеграции в общероссийское пространство позволит раскрыть и объяснить особенности пространственного развития Донбасского регионального сообщества, сложившейся в нем социально-экономической, демографической, этнонациональной, религиозной, социально-политической и социокультурной ситуации, его интеграционный потенциал, основные направления, институциональные практики и проблемы его интеграции в общероссийское пространство.


image-03-06-23-07-01

В докладе «Реализации патриотических практик в молодёжной среде: технологический аспект», Пилипенко Анастасия Эдуардовна, преподаватель кафедры прикладной социологии и медиации; руководитель Центра студенческих инициатив и проектной деятельности Института социологии и регионоведения Южного федерального университета; к.с.н., поделилась с молодыми учеными результатами фокус-групп, которые были проведены в рамках реализации регионального проекта «Патриоты Донского края». В рамках исследования, проводимого с целью корректировки программы реализации проекта, было сформулировано несколько тезисов:

  • - молодые люди считают себя патриотами своей страны, сами активность проявлять пока не готовы, а вот свое участие рассматривают прежде всего в тех практиках, которые предлагают интерактивный формат, где можно что-то сделать, как-то себя проявить.
  • - мало знают о выдающихся личностях региона и незначительно осведомлены о Днях воинской славы РФ, памятных датах Ростовской области. При этом проявляют интерес к данной теме, делятся, что готовы были бы участвовать в каких-то квизах на эту тему, экскурсиях, настольных играх.
  • - отмечается существенная разность в возможностях участия студентов, проживающих в столице региона и студенческих городах (Новочеркасск, Таганрог) и студентов, осуществляющих свое обучение в отдаленных от центра муниципальных образованиях региона (прежде всего я говорю об СПО). Так, требуется работа над созданием таких практик, которых будут доступны всей молодежи независимо от территории проживания.

Секционная работа в рамках Всероссийской научно-практической конференции была спланирована таким образом, чтобы ее участники смогли обогатить свои знания, расширить свой научный кругозор. Конференция прошла на высоком методическом уровне, продуктивно, конструктивно и эмоционально. Она дала импульс для самосовершенствования каждому, кто принял участие.

В результате проведенного мероприятия участники конференции отметили её высокий организационный уровень, актуальность тематики докладов, качество и доступность представленного материала. Работа прошла в атмосфере открытости и диалога между коллегами. Работа была признана плодотворной и завершилась подведением итогов.На пленарном заседании конференции было единогласно решено, что теперь формат Дробижевских чтений прочно институционализируются в практику проведения конференций социологической направленности, конференция будет традиционно проводиться раз в два года.

Наша группа в soc-vk 

Сейчас на сайте 194 гостя и нет пользователей