344006 г. Ростов-на-Дону  ул. Пушкинская, 160   +7(863) 218-40-00 доб.12-702, +7(863)264-17-55    email: isir@sfedu.ru   soc-vk 


sfdu new

nauka


Основные научные направления, которые разрабатываются в Институте социологии и регионоведения

1. Российская идентичность в полиэтничном регионе: противоречие национального, регионального, этнического и локального уровней.
2. Идеологическая ситуация на Юге России: сетевые и информационные войны (факторы/процессы).
3. Социологический портрет Ростовской области в контексте модернизации социального управления.
4. Социальные и гуманитарные технологии профилактики и противодействия социальной агрессии, экстремизму и терроризму на Юге России.
5. Миграционные процессы на Юге России и в Ростовской области: проблемы адаптации диаспор и землячеств.
6. Евразийские геополитические исследования в контексте глобализации.
7. Эволюция социальных институтов, сетевых структур и социальных механизмов в информационном обществе.
8. Диагностика, моделирование и прогнозирование социальных процессов на Юге России.
9. Российская молодежь в трансформационном обществе.

Реализуемые гранты:


Проект № 21-011-31846 «Менеджеристские инструменты обеспечения эффективности муниципального управления (на примере муниципальных образований Южного федерального округа)»

Руководитель: д.с.н., проф. Дятлов А.В.

Исполнители проекта: Ковалев В.В., Понамарёв А.Б.

Сроки выполнения: 2021г.

Полученные результаты можно разделить на две основные группы.

  1. Результаты по разработке теоретической модели изучения инструментов государственного менеджеризма, реализуемых для повышения эффективности муниципального управления. В качестве исходных тезисов взяты четыре положения: 1) снижение государственного финансирования там, где обнаруживается низкий рост показателей; 2) стимулирование предпринимательской активности в некоммерческом секторе; 3) повышение конкуренции среди сотрудников внутри организации; 4) замена специалистов-управленцев эффективными менеджерами.

2. Результаты, полученные по итогам проведения эмпирических исследований. Они должны быть представлены в форме ответов на вопросы, поставленные в описании фундаментальной научной задачи, на решение которой направлено исследование. Первый вопрос: о правомерности трансфера управленческих технологий, пусть и доказавших свою состоятельность, но обеспечивающих эффективность в корпоративных коммерческих организациях. По глубинным интервью сити-менеджеров и их заместителей, а также по фокус-группам предпринимателей установлено наличие (масштаб) имитационных практик в муниципальном управлении в связи с использованием менеджеристских инструментов повышения эффективности. Второй вопрос: о деформации механизмов самоорганизации граждан из-за встраивания местного самоуправления во властную вертикаль. По оценкам гражданских активистов и населения муниципальных территорий установлено наличие (масштаб) развития инждивенческо-патерналистских настроений, препятствующих реальному участию граждан в инициативном решении вопросов местного значения. Третий вопрос: о допустимости переноса управленческих практик из другой социокультурной и социально-политической реальности. По оценкам экспертов установлено, что менеджеризм является препятствием для его результативного использования в российском обществе, где иные стартовые условия и возможности, чем в тех странах, где получены позитивные результаты от его применения.

Список публикаций по проекту:

1. Дятлов А.В., Игнатова Т.В., Ковалев В.В., Черкасова Т.П. Ресурсы менеджеризма для обеспечения эффективности муниципального управления (по оценкам экспертов Южного федерального округа) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. №4. С. 11-17. https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=10482 (ВАК).

2. Дятлов А.В., Ковалев В.В. Асланов Я.А. Методологический конструкт исследования менеджеристских инструментов обеспечения эффективности муниципального управления // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). 2021. Том 14. №4. С. 23-35. https://vestnik.npi-tu.ru/index.php/vestnikSRSTU/article/view/1408. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-4-23-35 (ВАК).

3. Нечушкин А.Ю., Понамарев А.Б. Взаимодействие центральной власти как критерий эффективности муниципальной политики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №12. (ВАК).

4. Туркот Ю.В., Пономарёв А.Б. Потребители муниципальных услуг ЮФО об эффективности менеджеристской модели управления // Гуманитарий Юга России. 2021. Том. 11. №5. С. 230-239. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.5.16 (ВАК).

5. Dyatlov Aleksandr V., Kovalev Vitaly V., Tikhonovskova Svetlana A., Kharitonova Elena L. Municipal management in the south of Russia: managerial tools ensuring efficiency // Laplage em Revista (International), vol.7, n. Extra E, Aug. 2021, p. 607-613. https://www.researchgate.net/publication/353776526_Municipal_management_in_the_south_of_Russia_managerial_tools_ensuring_efficiency.

DOI:10.24115/S2446-622020217Extra-E1241p.607-613 (WoS).

6. Ковалев В.В., Пруель Н.А. Институт сити-менеджмента: причины низкой эффективности в муниципальном управлении юга России // Caucasian Science Bridge. 2021. Т. 4. №3 (13). С. 54-63 (ДАНК).

7. Дятлов А.В., Ковалев В.В., Понамарев А.Б. Влияние профессиональной культуры муниципальных служащих на эффективность труда в рамках менеджеризма // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18. №4 (Scopus).

 

 


Проект № 19-18-00320 «Конструктивный и деструктивный потенциал профессиональных династий в российском обществе»

Источник финансирования: РНФ

Руководитель: к.с.н., доцент Посухова О.Ю.

Исполнители проекта: д.э.н., проф. Вольчик В.В., д.с.н., проф. Клименко Л.В., д.с.н., проф. Мостовая И.В., к.с.н., доц. Нор-Аревян О.А., к.с.н., доцент, м.н.с. Черняева К.О., к.с.н. Панфилова Ю.С., к.и.н., доц. Исаев Д.П., Васильева А.А., Акопян А.Г. стажеры-исследователи: Балдовская П.В., Черевкова А.И., Чикарова Г.И.

ГРНТИ: 04.41

Сроки выполнения: 2019-2021

Наиболее значимые научные результаты, полученные в ходе выполнения проекта (: Разработан методологический конструкт исследования конструктивного и деструктивного потенциала профессиональных династий в российском обществе; осуществил дискурс-анализ медиа пространства советской прессы (газеты Правда и Известия); выявлены макросоциальные факторы формирования профессиональных династий в исторической ретроспективе, проанализированы стратегии трансмиссии статуса и воспроизводства профессиональных династий. Объект исследования – медицинские, академические и бизне-династии.

Список публикаций по проекту:

1.Вольчик В.В., Посухова О.Ю. Институт профессиональных династий в контексте кланового капитализма // Journal of Institutional Studies. 2019. Т.11. №4. С. 77-89.

2.Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Профессиональные династии в бизнесе: специфика и потенциал развития // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29. № 1. С. 80-102.

3.Исаев Д.П. Scientific dynasties in Russia of the 19th and 20th centuries: Features of social construction and reproduction practices [Научные династии в России XIX-XX вв.: особенности социального конструирования и практик воспроизводства] // Bylye Gody. 2020. Vol. 56. Is. 2: 699-708.

4.Нор-Аревян О.А. Институциональные условия поддержки медицинских династий в современном российском обществе // Власть. 2020. Т. 28. № 4. С. 123-130.

5.Нор-Аревян О.А. Стратегии воспроизводства профессиональной медицинской династии // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 4. С. 62-72.

6.Панфилова Ю.С. Макросоциальные факторы воспроизводства бизнес-династий в современной России // Власть. Т. 28. № 4. С. 115-122.

7.Черняева К.О., Сорокина Н.В. Репрезентация профессиональных групп и династий в советском медиапространстве (ПО ПУБЛИКАЦИЯМ ГАЗЕТЫ "ИЗВЕСТИЯ" 1965-1980 ГГ.) // ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. 2020. Т. 20. №2. С. 135-148.


Проект № 16-18-10306 «Профессиональная идентичность жителей мегаполиса в условиях прекаритизации российского общества»

Источник финансирования: РНФ

Руководитель: Посухова О.Ю.

Исполнители проекта: Клименко Л.В., Вольчик В.В., Заяц П.В., Мосиенко О.С., Нор-Аревян О.А., Трапш Н.А., Исаев Д.П., Фролова А.С., Балдовская П.В., Чикарова Г.И., Черевкова А.И., Сердюченко Я.В., Демиденко А.С.

ГРНТИ: 04.31

Сроки выполнения: 2016-2018 гг.

Наиболее значимые научные результаты, полученные в ходе выполнения проекта: разработана концепция прекаритизации и ее влияние на формирование профессиональной идентичности социетально значимых групп в российском обществе. Установлено, что не смотря на высокий уровень негативной идентичности и высокую степень прекаритизации труда, представители социально ориентированных профессий (врачи, учителя) к протестному поведению не предрасположены, и защищать свои права в случае их нарушения не намерены.

Список публикаций по проекту:

1.Volchik V., Klimenko L., Posukhova O. Socio-economic sustainable development and the precariat: a case study of three Russian cities // Entrepreneurship and Sustainability Issues, 2018, 6(1), с. 411-428

2.. Клименко Л., Посухова О. School Teachers' Professional Identity in the Context of the Precariatization of Social and Labor Relations in Large Russian Cities // Вопросы образования. 2018(3), с. 36-67

3.Клименко Л.В., Посухова О.Ю. (Klimenko L., Posukhova O.) Professional identity of school teachers in the context of socio-historical dynamics of Russian society // INTERNATIONAL JOURNAL OF EDUCATIONAL MANAGEMENT. 2018. 32(5), с. 813-824

4.Posukhova O., Nop-Arevyan O., Zayats P., Klimenko L. SCENARIO FOR PROFESSIONAL IDENTITY DEVELOPMENT IN THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF RUSSIAN MEGAPOLISES (USING THE EXAMPLE OF ‘WHITE COLLAR’ WORKERS) // CBU INTERNATIONAL CONFERENCE ON INNOVATIONS IN SCIENCE AND EDUCATION. 2018 г.

5.Демиденко А.С., Чикарова Г.И., Черевкова А.И. Социально-экономические риски представителей социально-ориентированных профессий (на примере г. Ростов-на-Дону) // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 11.

6.Нор-Аревян О.А. Социальный капитал профессии в оценках российских врачей (на материалах социологического исследования в городских мегаполисах) // Власть. 2018. Т. 26. № 1.

7.Фролова А.С. Влияние новых медиа на трансформацию коммуникативных практик военнослужащих в условиях медиатизации социума // Социально-гуманитарные знания. 2018 г.

8.Клименко Л.В., Мосиенко О.С., Нор-Аревян О.А., Посухова О.Ю. Профессиональная идентичность представителей социально ориентированных профессий в условиях прекариатизации российского общества. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2018. 200 с.

9.Исаев Д.П., Клименко Л.В., Нор-Аревян О.А., Посухова О.Ю., Трапш Н.А., Фролова А.С. Профессиональная идентичность в российском обществе (вопросы истории, теории и практики). Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2017. 178 с.

 


 

Государственное задание по теме «Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристских практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации» № ПЧ0110-11/2017-11

Источник финансирования: Минобрнауки России

Руководитель: д.ф.н., профессор Волков Ю.Г.

Исполнители проекта: Лубский А.В., Верещагина А.В., Ковалев В.В., Колесникова Е.Ю., Войтенко В.П., Шевченко О.М., Бинеева Н.К., Губнелова Н.З., Асланов Я.А., Дьяченко А.Н., Вагина В.О.

ГРНТИ: 04.21

Сроки выполнения: 2017-2019

Наиболее значимые научные результаты, полученные в ходе выполнения проекта: В рамках реализации Проектной части Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по теме «Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристских практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации» были получены следующие результаты: выявлены особенности патриотизма, гражданственности и солидарности как структур ментальных программ, патриотических, гражданских и солидаристских практик в локальных сообществах на Юге России; выделены факторы, обусловливающие низкий уровень гражданско-патриотической и солидаристской активности в локальных сообществах в полиэтнических регионах на Юге России; разработана система практических рекомендаций, направленных на формирование гражданского патриотизма и расширение солидаристских практик в российском обществе; выделены группы гражданского патриотизма и солидаристских практик на Юге России, позволившие раскрыть значение гражданского патриотизма как основы укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), а также выяснить роль гражданского патриотизма в формировании общероссийской гражданской идентичности как фактора консолидации российского общества в условиях геополитических и геокультурных вызовов.

Список публикаций по проекту:

1.Гражданский патриотизм и солидаристские практики в локальных сообществах на Юге России: коллективная монография / Ю.Г. Волков, Лубский А.В.,[и др.] ; отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2019. с. 404.

2.Верещагина А. В., Вагина В. О. Этнокультурная специфика формирования патриотизма в молодежной среде на Юге России в пространстве научно-исследовательского дискурса // Гуманитарий Юга России, 2019. Том. 8. № 1. C. 242-252.

3.Верещагина А. В. Патриотизм в молодежной среде на Юге России: перспективы формирования гражданского патриотизм // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. Спецвыпуск. 2019. № 1. С. 23–26.

4.Лубский А.В. Патриотизм и гражданственность в российском обществе, или как преодолеть дефицит гражданственности в российском патриотизме // Гуманитарий Юга России. 2019. № 2. С. 47–66.

5.Колесникова Е.Ю. Патриотизм и гражданственность в молодежной среде на Юге России: региональные детерминанты формирования и развития // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского. Специальный выпуск, посвященный Всероссийской конференции «Тенденции развития российских регионов в условиях глобальных вызовов и угроз» 22-23 апреля 2019 г. Симферополь, изд. КФУ, 2019. С. 110-115.

6.Shevchenko O.M., Volkov Yu.G., Lubsky A.V., Dyachenko A.N., Glushkova S.A. Civic consciousness as a matter of disciplinary discursive practices in Russia // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7. Iss. 2. P. 41–45.

7.Volkov Yu.G., Vereshchagina AV., Lubsky A.V., Gubarev I.V., Vagina V.O. Patriotism and solidarity in the west and in Russia // International Journal of Engineering & Technology (UAE). 2018. Vol. 7. Iss. 2. P. 51–55.

8.Kovalev V.V., Volkov Yu.G., Lubsky A.V., Bineeva N.K., Gubnelova N.Z. Practices of solidarity as a subject of intellectual traditions in Russia and the west // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7. Iss. 2. P. 71–74.

9.Kovalev V.V., Lubsky A.V., Volkov Yu.G., Aslanov Ya.A., Vagina V.O. Solidarity Practices In Regional Communities In Southern Russia// Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. Iss. 5. P. 592–601.

10.Volkov Yu.G., Vereshchagina A.V., Lubsky A.V. Patriotism In Local Communities Of The South Russia // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. Iss. 9. P. 143–151.

11.Kolesnikova E.Yu., Lubsky A.V., Volkov Yu.G., Bineeva N.K., Vagina V.O. Patriotism and Civic Consciousness of the Youth in the South of Russia // International Journal of Civil Engineering & Technology. 2018. Vol. 9. Iss. 9. P. 1514–1523.

12.Lubsky A.V., Volkov Yu.G., Vereshchagina A.V., Kolesnikova E.Yu. Aslanov Ya.A. Organizational and Legal Aspects of Patriotic Practices in Regional Communities at the South of Russia // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9. Iss. 11. P. 180–189. 9. Iss. 11. P. 180–189.

13.Volkov Yu.G., Lubsky A.V., Kovalev V.V., Shevchenko O.M. Civil organizations and civil institutional practices in the regional communities in the South of Russia // Revista Publicando, 5 No 18. (2). 2018, 115–124.


 

Проект № 16-03-00545 «Институциональные практики в межэтническом и межрелигиозном взаимодействии на Юге России: междисциплинарный анализ и оценка потенциала использования в укреплении общероссийской идентичности»

Источник финансирования: РФФИ

Руководитель: Волков Ю.Г.

Исполнители проекта: Лубский А.В., Войтенко В.П., Воденко К.В., Денисова Г.С., Панфилова Ю.С., Гонтаренко Н., Глушкова С.

ГРНТИ: 04.21

Сроки выполнения: 2016 – 2018 гг.

Наиболее значимые научные результаты, полученные в ходе выполнения проекта: Разработан многомерный методологический конструкт междисциплинарного научного исследования общероссийской идентичности как социальной реальности, а также были рассмотрены реальные социальные практики построения национально-государственной и этнической идентичности на Юге России. Сформирован комплекс методических рекомендаций по развитию гражданской социализации и формированию гражданской идентичности в рамках научно-исследовательской работы учащейся молодёжи; разработана методическая литература, семинаров для сотрудников органов власти, муниципальных структур, работающих в области межэтнического и межрелигиозного взаимодействия

Список публикаций по проекту:

1.Волков Ю.Г., Лубский А.В., К.В. Воденко, Г.С. Денисова, Войтенко В.П. Институциональные практики в межэтническом и межрелигиозном взаимодействии на Юге России: междисциплинарный анализ и оценка потенциала использования в укреплении общероссийской идентичности. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2018.

2.Lubsky A.V., Bedrik A.V., Serikov A.V. South Russian Diasporas: Institutional Profile, Problems of Loyalty and Legitimacy // Opción. Revista de Ciencias Humanas y Sociales. Año 34. 2018. Especial N 14. P. 521–541.

3.Lubsky A.V., Bedrik A.V., Serikov A.V., Stukalova D.N. Migration flows: management practices of regulation in the local communities // Opción. Revista de Ciencias Humanas y Sociales. Año 34. 2018. Especial N 14. P. 542–560.

4.Волков Ю.Г., Денисова Г.С., Лубский А.В., Войтенко В.П., Гонтаренко Н.Н. Практики межэтнического взаимодействия и конструирование национально-гражданской идентичности на Юге России // International Journal of Engineering and Technology (UAE) (сдана в печать)

5.Волков Ю.Г., Воденко К.В., Лубский А.В., Войтенко В.П., Панфилова Ю.С. Практики межрелигиозного взаимодействия и консолидация региональных сообществ на Юге России // International Journal of Engineering and Technology(UAE) (сдана в печать)

6.Лубский А.В. Проекты конструирования национальной идентичности в современной России // Гуманитарий Юга России. 2018. № 1. С. 48–64..

7.Воденко К.В., Лубский А.В. Институциональные практики межрелигиозного взаимодействия в региональных сообществах на Юге России: междисциплинарный анализ // Гуманитарий Юга России. 2018. № 4. С. 50–61.

8.Денисова Г.С., Лубский А.В., Войтенко В.П. Межэтнические взаимодействия на Юге России как предмет научных исследований // Гуманитарий Юга России, 2018. № 6.

9. Денисова Г.С., Лубский А.В., Войтенко В.П Российская идентичность как предмет научно-исследовательских практик // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2018. № 4.

 


 

Проект №19-011-33055 "Гражданственность в молодежной среде в локальных сообществах в России и в странах с развитой культурой гражданского участия (Франция и ФРГ) особенности и возможности имплементации зарубежного опыта в российских условиях".

Источник финансирования: РФФИ

Руководитель: д.ф.н., проф. Лубский А.В.

Исполнители проекта: Громакова Е.В., Грошилина Т.В., Иванова В.П., Ковалева А.В., Мамина Д.А., стажер-исследователь: Вагина В.О.

ГРНТИ: 04.21

Сроки выполнения: 2019-2020 гг

Наиболее значимые научные результаты, полученные в ходе выполнения проекта: концептуально-теоретические: новые научные знания об особенностях гражданственности как рефлексивных структур ментальных программ и гражданских практик в молодежной среде в локальных сообществах России, Франции и ФРГ; теоретико-прогностические: научные знания о возможности имплементации опыта гражданской активности молодежи во Франции и ФРГ в российских условиях с учетом их социокультурной специфики и особенностей формирования гражданского общества в России; разработаны рекомендации в правовой, управленческой, образовательной и информационно-коммуникативной сферах, направленных на повышение уровня гражданственности как ответственного и конструктивного участия молодежи в решении проблем российского общества.

в том числе:

Список публикаций по проекту:

1.Lubsky A.V., Ivanova V.P., Gromakova E.V. Formation of Civic Consciousness Among Young People in Germany // Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8. No. 24. P. 45–72.

2.Лубский А.В. Молодежная политика и гражданское участие молодежи в Германии // Философия права. 2019. № 3. С. 89–94.

3.Лубский А.В., Мамина Д.А. Гражданственность в молодежной среде как предмет теоретико-методологического дискурса // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 7. С. 69–78.

4.Лубский А.В., Иванова В.П. Молодежная политика и гражданское участие молодежи во Франции // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 11.

5.Лубский А.В., Вагина В.О., Мамина Д.А. Молодежная политика и гражданственность в молодежной среде в России // // Гуманитарий Юга России. 2019. № 6.

6.Lubsky A.V., Mamina D.A., Kovaleva A.V. Civic Consciousness in the Russian Youth Community // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019.


 

 Проект МК-4089.2018.6 «Социальная сущность и механизмы дифференциации потребления медицинской помощи в российском обществе)

Источник финансирования: Минобрнауки РФ

Руководитель: к.с.н., доц. Н.А. Вялых

Исполнители проекта: Беспалова А., Филимонова М.

ГРНТИ: 04.51.69     

Сроки выполнения: 2018-2019

Наиболее значимые научные результаты, полученные в ходе выполнения проекта;

Внесен значительный вклад в научное знание, связанное с модернизацией сложившихся в науке и практической повседневной жизни взглядов на доступность медицинской помощи и ее параметры. Добыты новые социологические данные о поведенческих и контекстуальных факторах, позволяющие измерить масштабы и определить причины социального неравенства потребителей медицинской помощи в российском обществе. Разработаны и научно обоснованы практические рекомендации, направленные на создание организационно-правовых и социальных условий постепенного повышения уровня доступности медицинской помощи без существенного увеличения бюджетного финансирования здравоохранения и резкого роста объема соплатежей населения.

в том числе:

Список публикаций по проекту:

1.Здоровый образ жизни студенческой молодежи: проблемы и перспективы развития и совершенствования: коллективная монография//Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. С. 37-61, 4-8, 248-253.

2.Vyalykh N., Bespalova A. Mental Programs and Models of Medical Care Consumption in a Multicultural Region of the South of Russia. Public Administration and Regional Management in Russia - Challenges and Prospects in a Multicultural Region / E.G. Popkova and K.V. Vodenko (eds.). – [Springer International Publishing AG], 2019-2020. – (Ser. Contributions to Economics). (Scopus, WoS)

3.Вялых Н. А. Модели социального поведения в сфере здравоохранения как предмет социологических исследований на Юге России.// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2019. № 3. С. 58–67.

4.Вялых Н. А. Социальные представления и особенности поведения молодежи в сфере здравоохранения на Юге России.//Материалы XII Всероссийской школы молодого социолога «Социальные интересы и ценности в молодежной среде». Изд-во «Фонд науки и образования» 2019.

5.Вялых Н. А. Социальные эффекты и проблемы интеграции здравоохранения Крыма в систему здравоохранения РФ.//Материалы Всероссийской научной конференции «Интеграция Крыма в социальное пространство России: практики междисциплинарных научных исследований», Ростов н/Д.; Изд-во «Фонд науки и образования» 2019.

6.Вялых Н. А. Цифровые технологии как катализатор развития здравоохранения современной России.// Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании-2019 (Знания как цель, средство и катализатор общественного развития в цифровом мире) : материалы Четвёртой международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 20–22 июня 2019 г.): в 3 т. / Южный федеральный университет ; [отв. ред. Е. Ю. Баженова]. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. С. 44–55.

7.Вялых Н. А. Социальная дифференциация потребителей медицинской помощи: методологический поворот в современных социологических исследованиях.//Путь в науку. Материалы Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ростов н/Д.; Изд-во «Фонд науки и образования» 2019. С. 616–620.


 

Проект № 19-311-90064 «Молодежное волонтерство в современной России и формирование карьерных стратегий российского студенчества»

Источник финансирования: РФФИ

Руководитель: д.ф.н., проф. Ю.Г. Волков

Исполнители проекта: Овсий В.

ГРНТИ: 04.21

Сроки выполнения: 2019-2020 гг

Наиболее значимые научные результаты, полученные в ходе выполнения проекта:

За первый этап реализации проекта были получены следующие результаты.

Проанализированы особенности современного волонтерства как объекта социологического исследования и показано, что в качестве наиболее активной социально-демографической группы, которая в перспективе может стать, а в ряде стран уже является основой широкомасштабного волонтерского движения, выступает молодежь.

Установлено, что волонтерству как социальному явлению присущи такие характеристики как деятельностный характер, альтруистическая направленность рассматриваемой деятельности, осуществляемой без какого-либо принуждения и материального стимулирования, характерные для субъекта волонтерской активности гуманистические ценности и соответствующие им мотивы, ориентация добровольцев на поддержку различных социальных групп, выступающих в качестве объекта указанной деятельности.

Разработан методологический конструкт социологического исследования, который представляет собой синтез институционального и деятельностного подходов. Ценность институционального подхода в исследовании молодежного волонтерства также состоит в том, что он переводит ракурс исследования на анализ не отдельного добровольца, а именно общности молодых волонтеров или добровольцев. В качестве другого методологического подхода, используемого в рамках данного конструкта исследования, выступает деятельностный подход, с позиций которого молодежное волонтерство может исследоваться в контексте изменения сознания и поведения молодых людей, осуществляющегося под воздействием их практической активности в рамках реализации добровольческой деятельности.

Установлено, что волонтерское молодежное движение в странах Запада отличается широким распространением, наличием большого количества объединений добровольцев, направляющих свою активность на практическую реализацию различных направлений волонтерской деятельности. В то же время функционирование молодежного добровольческого движения в рассматриваемых государствах характеризуется наличием определенных проблем, неравномерностью и различным уровнем вовлеченности представителей молодежи в те или иные волонтерские объединения в отдельных странах. Наиболее высокие показатели развития молодежного волонтерского движения наблюдается в тех странах, где имеются долговременные культурно-исторические традиции, связанные с волонтерством в различных его проявлениях, а также присутствуют высокие социально-экономические показатели, отражающие доходы населения и экономическое развитие данных государств.

В России современный период развития молодежного добровольческого движения характеризуется созданием нормативно-правовой основы функционирования волонтерства, развитием различных направлений добровольческой деятельности молодого поколения российского общества. Если судить по статистическим данным, представленным в официальных документах органов государственной власти Российской Федерации, молодежное волонтерское движение в нашей стране находится на достаточно высоком уровне развития. В то же время данные проведенного социологического исследования свидетельствуют о том, что молодежное добровольческое движение пока еще не очень развито: добровольчество или волонтерство в настоящее время только формируется как социальный институт, а уровень вовлеченности российской молодежи в добровольческое движение значительно уступает аналогичным западноевропейским показателям.

Список публикаций по проекту:

1. Овсий В. В. Молодежное волонтерство как объект социологического исследования // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9. № 1. С. 198–209.


Проект 19-311-90090 «Ментальные программы и институциональные практики социального поведения студенческой молодежи в региональных сообществах на Юге России (Ростовская область и Республика Крым)»

Источник финансирования: РФФИ

Руководитель: д.ф.н., проф. А.В. Лубский

Исполнители проекта: Зайцева А.

ГРНТИ: 04.21

Сроки выполнения: 2019-2020 гг

Наиболее значимые научные результаты, полученные в ходе выполнения проекта: проведен критический анализ научной литературы, посвященной аспектам социального поведения студентов Ростовской области в различных сферах жизни общества; разработан методологический конструкт исследования социального поведения студенческой молодежи в региональных сообществах на Юге России (Ростовская область и Республика Крым): институциональной среды и ментальных программ как факторов социального поведения, а также социальных практик в образовательной и гражданской сфере; разработана программа эмпирического социологического исследования; проведен анкетный опрос (face-to-face и онлайн) с 382 студентами из 7 вузов Ростовской области; проведен анализ полученных эмпирических данных в программе SPPS 23; проанализирована институциональная среда и ментальные программы социального поведения студентов Ростовской области, а также социальные практики в образовательной и гражданской сфере.

 Список публикаций попроекту:

1.  Lubsky A.V., Zaytseva A.A Social Behavior of Students in Higher Education (Based on the Results of a Sociological Study in the Rostov Region, Russia) // Universal Journal of Educational Research, Vol. 8, No. 10, pp. 4529-4535, 2020. DOI: 10.13189/ujer.2020.081021; (SCOPUS)

2.  Зайцева А.А. Социальное поведение студенческой молодежи Ростовской области как предмет теоретической рефлексии // Гуманитарий Юга России. 2019. № 6. С. 290 – 304. (ВАК);

3.  Верещагина А.В., Зайцева А.А. Факторы социального поведения студентов вузов Ростовской области в гражданской сфере // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2020. № 3. С. 233 – 241 (ВАК)

4.  Зайцева А.А. Типы социального поведения студентов высших учебных заведений Ростовской области в сфере образования // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2020» [Электронный ресурс] / Отв.ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. М.: МАКС Пресс, 2020.

5.  Зайцева А.А. Типы социального поведения студентов высших учебных заведений Ростовской области в сфере образования // Путь в науку. Материалы Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ростов н/Д.; Изд-во «Фонд науки и образования» 2020. С. 734 – 739.

6.  Зайцева А.А. Гражданские практики студенческой молодежи Ростовской области как элемент местного самоуправления // Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции «Трансформация института сити-менеджмента в современной России: административная и общественная состоятельность». 2019. С. 66 – 71.

7.   Зайцева А.А. Гражданско-социальные практики студентов Ростовской области: специфика реализации // Материалы X международной социологической Грушинской конференции «Жить в России. Жить в мире. Социология повседневности», 20 мая—14 ноября 2020 г./отв. ред. А.В. Кулешова. М.:ВЦИОМ, 2020. C. 88–93.

8.  Зайцева А.А. Методологический конструкт социологического исследования социального поведения студентов Ростовской области в гражданской и образовательной сфере // Материалы VI Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов» (приняты в печать)


 

Проект № 19-311-90073 «Профессиональная идентичность учителей в крупном российском городе в условиях социально-трудовой и цифровой трансформации российского общества»

Источник финансирования: РФФИ

Руководитель: д.ф.н., проф. А.В. Лубский (с августа 2020 г. д.ф.н., проф. Ю.Г. Волков)

Исполнители проекта: Чикарова Г.И.

ГРНТИ: 04.21

Сроки выполнения: 2019-2020 гг

Наиболее значимые научные результаты, полученные в ходе выполнения проекта:

За первый период реализации проекта были получены следующие научно-исследовательские результаты.

Критический анализ различных представлений о профессиональной идентичности в целом и профессиональной идентичности представителей профессионального сообщества школьных учителей в частности, получивших отражение в отечественной и зарубежной научно-исследовательской литературе, а также анализ накопленного к настоящему времени социологического опыта исследования профессиональной идентичности российских учителей в отечественной социологической мысли позволили выявить, что в последнее время социологами не проводилось отдельных научных исследований профессиональной идентичности молодых и опытных учителей.

Разработан методологический конструкт теоретического обоснования и эмпирической верификации профессиональной идентичности учителей в крупном российском городе в условиях социально-трудовой и цифровой трансформации российского общества. Оригинальность предложенного конструкта состоит в том, что, во-первых, он разработан на основе конструктивистского подхода П. Бергера и Т. Лукмана и сложившейся в его рамках «мягкой концепции» идентичности (Р. Брубейкер, Ф. Купер), позволяющие рассматривать профессиональную идентичность не как стабильное ядро «Я-концепции», а как подвижное, формируемое под воздействием различных факторов и находящееся в постоянном изменении в зависимости от социального контекста; во-вторых, в рамках данного конструкта профессиональная идентичность учителей рассматривается как целостная социальная реальность.

Также в конструкте выделяются 7 структурных компонентов профессиональной идентичности (оценка статуса профессии, место профессиональной идентичности в общей структуре социальной идентичности, корпоративная идентичность, профессиональные ценности, удовлетворенность профессией, трудовая мотивация, профессиональные стратегии), определяющих структуру профессиональной идентичности учителей; обосновывается три этапа формирования профессиональной идентичности молодых учителей: на первом этапе осуществляется самокатегоризация молодых учителей в качестве представителей профессионального сообщества и категоризация других (не учителей) в качестве представителей других профессиональных общностей; на втором этапе происходит принятие молодыми учителями определенных профессиональных ценностей характерных для конкретного профессионального сообщества; на третьем этапе происходит институционализация профессиональной идентичности и ее сохранение как модели профессионального поведения.

Важными функциями профессиональной идентичности учителей является то, что она способствует их интеграции в профессиональное сообщество, а также определяет продолжительность и эффективность осуществления учителями своей профессиональной деятельности.

Метод сбора эмпирических данных – глубинное интервью. Выборка – 16 молодых учителей г. Ростова-на-Дону.

Установлено, что для молодых учителей г. Ростова-на-Дону, как модального примера крупного российского города, характерен особый тип профессиональной идентичности, представляющий собой совокупность таких характеристик основных структурных компонентов профессиональной идентичности как: низкая оценка статуса профессии, средние места профессиональной идентичности в общей структуре социальных идентичностей, а также средняя лояльность по отношению к корпоративной идентичности, положительное отношение к терминальным профессиональным ценностям и высокая трудовая мотивация, основной упор в которой сделан на профессиональную отдачу и развитие (внутреннюю мотивацию), высокая степень удовлетворенности профессией и профессиональным выбором. Что определяется в рамках проекта как гибридный тип профессиональной идентичности, так как представленные в этом типе структурные компоненты включают в себя элементы структуры профессиональной идентичности совершенно разных идеальных типов профессиональной идентичности. Одни из которых характеризуются как позитивные, так как способствуют длительной интеграции представителей профессии в поле профессиональной деятельности, а другие как кризисные, так как деструктивны по отношению к эффективной интеграции индивида.

Определено, что тенденции социально-трудовой трансформации российского общества как условие формирования профессиональной идентичности учителей в крупном российском городе, оказывают деструктивное влияние на устойчивость профессиональной интеграции молодых учителей в поле профессиональной деятельности и формируют у них гибридную структуру профессиональной идентичности. Так как несмотря на все попытки со стороны государства поднять девальвированный в эпоху перестройки статус профессии учитель, социально-экономический статус представителей профессиональной группы российских учителей остается на довольно низком уровне, что отмечается как самими учителями, так и большинством граждан страны. Усугубление сложившейся ситуации связано еще и с прекариатизацией труда современных учителей. Что в совокупности с высокой степенью ориентированности молодых учителей на высокий заработок и мнение референтных групп определяют деструктивный характер влияния институциональных условий функционирования системы общего образования, проявляющего в результатах социально-экономической трансформации, создавая существенные барьеры для формирования у молодых учителей структуры позитивной профессиональной идентичности и эффективной долгосрочной интеграции молодых учителей в поле профессиональной деятельности.

Отмечено, что в последнее время нарастает цифровизация школьного образования, которая в большей степени является созвучной представителям молодого поколения российский учителей, в силу их поколенческих особенностей, связанных с первичной социализацией в условиях уже цифрового общества, в то время как представителями более старшего поколения опытных учителей эти нововведения не воспринимаются как органичные и рассматриваются как дополнительные барьеры в поле их профессиональной деятельности.

Однако также установлено, что тенденции цифровой трансформации российского общества как условие формирования профессиональной идентичности учителей в крупном российском городе, не оказывают конструктивного влияния на формирование структуры профессиональной идентичности, способствующей эффективной интеграции молодых учителей в поле профессиональной деятельности и успешное профессиональное развитие в нем, так как носят амбивалентный характер влияния, по мнению самих молодых учителей.

Список публикаций по проекту:

1. Чикарова Г.И.Профессиональная идентичность молодых учителей: условия формирования и траектории трансформации // Материалы Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Ростов н/Д.; Изд-во «Фонд науки и образования». 2020.

2.Чикарова Г.И.Социально-экономическое самочувствие молодых учителей г. Ростова-на-Дону в цифровую эпоху //Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2020» [Электронный ресурс] / Отв.ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. – Электрон. текстовые дан. (1500 Мб.) – М.: МАКС Пресс, 2020. – Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2020/index.htm


Проект № 20-311-90012 «Патриотические практики в молодежной среде полиэтничного Юга России: особенности формирования и формы реализации»

Источник финансирования: РФФИ

Руководитель: д.ф.н., проф. Волков Ю.Г. 

Исполнители проекта: Вагина В.О.

ГРНТИ: 04.21

Сроки выполнения: 2020-2021 гг.

Наиболее значимые научные результаты, полученные в ходе выполнения проекта: проведен критический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной патриотизму и патриотическим практикам; сформированы базы источников эмпирической информации: социологические данные, нормативные и доктринальные документы, отчеты патриотических организаций, материалы СМИ, Интернет-ресурсы; участие во Втором Крымском социологическом форуме «Социальные трансформации в контексте пространственного развития России».

Список публикаций по проекту, принятых к печати:

1.Вагина В.О. Патриотические практики в системе воспитания современной российской молодежи // Социальные трансформации в контексте пространственного развития России. Материалы Второго Крымского социологического форума «Социальные трансформации в контексте пространственного развития России» (28 сентября 2020 г., Республика Крым), 2020.

2.Вагина В.О. Интернет-пространство как площадка формирования патриотизма в молодежной среде // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании-2020 (19 – 20 ноября 2020 г., ЮФУ, Ростов-на-Дону), 2020.

3.Вагина В.О. Патриотические практики на Юге России: контент-анализ материалов интернет источников за 2019 год (на примере Кабардино-Балкарской Республики и Республики Крым) // Российское общество в контексте социально-экономической и социокультурной повседневности. Материалы XIII Всероссийской школы молодого социолога «Российское общество в контексте социально-экономической и социокультурной повседневности» (27 сентября – 3 октября 2020 г., Республика Крым), 2020.

 


Проект № 20-311-90089 «Социальные практики здоровьесбережения молодёжи в условиях трансформации российского общества»

Источник финансирования: РФФИ

Руководитель: к.с.н., доц. А.В. Сериков

Исполнители проекта: Зарбалиев В.

ГРНТИ: 04.51

Сроки выполнения: 2020-2021 гг

Наиболее значимые научные результаты, полученные в ходе выполнения проекта: Проведен критический анализ научной литературы по теме исследования; предложено определение понятия здоровьесберегающие практики, под которым понимается социально сконструированный репертуар действий человека, направленный на улучшение здоровья и имеющий в содержательном плане осмысленные или привычные начала. Установлено, что на воспроизводство здоровьесберегающих практик и их вариативность существенное влияние оказывает общественная система, в которой личность действует. Такие формы организации как социальные институты вносят свой вклад в формирование определенной активности в отношении здоровья, преимущественно их воздействие ярко выражено на первичных этапах социализации личности.


Проект № 20-311-90036 «Дифференциация туристских практик населения Ростовской области в условиях социального неравенства в российском обществе»

Источник финансирования: РФФИ

Руководитель: к.с.н., доц. О.А. Нор-Аревян

Исполнители проекта: Черевкова А.

ГРНТИ: 04.51

Сроки выполнения: 2020-2021 гг

Наиболее значимые научные результаты, полученные в ходе выполнения проекта. Проведен критический анализ научной литературы по теме исследования, выявлены сложившиеся теоретико-методологические подходы к исследованию туристских практик в условиях социального неравенства. Предложено определение понятия туристские практики, под которыми понимаются действия обладающих однородными социальными индикаторами групп индивидов, устоявшиеся и воспроизводимые в схожих институциональных условиях, связанные с пространственной мобильностью (выездами за пределы территории постоянного проживания) в рекреационных целях. Выявлено, что на формирование и их вариативность туристских практик оказывают влияние как внешние факторы (политические, экономические, эпидемиологические, место постоянного проживания, сезонность и т.д.), так и внутренние (возраст, уровень образования, ценности, убеждения и т.д.).


 проект № 18-011-01113 «Институт сити-менеджмента в современной России: административная и общественная состоятельность (на примере муниципальных образований Южного федерального округа)»

Руководитель: д.с.н., проф. Дятлов А.В.

Исполнители проекта

Ковалев В.В., Немчина В.И., Сериков А.В., Чигрин В.А., Шулико В.Ю., Понамарёв А.Б., Степанова Е.А.

 

ГРНТИ: 82-13

Сроки выполнения: 2018-2020гг.

Наиболее значимые научные результаты, полученные в ходе выполнения проекта: Теоретический результат и новизна реализуемого проекта состоят в создании инновационной концепции оценки эффективности муниципального управления в контексте административной и общественной состоятельности сити-менеджмента. Под административной и общественной состоятельностью мы понимаем достижение базовых целей, поставленных перед институтом сити-менеджмента. Это: привлечение профессиональных управленцев для улучшения показателей социально-экономического развития территорий. Соответственно, состоятельным сити-менеджмент может быть признан лишь в том случае, если достигнуто реальное улучшение социально-экономических показателей развития муниципальной территории.

Самые приоритетные публикации по проекту:

1. Kovalev V.V., Dyatlov A.V., Rudenko A.M., Semenov A.A., Ponamarev A.V., Samygin S.I. Administrative and public risks of the institute of city management (according to experts of the republic of Adygea) // Revista Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019. VI. Articulo 142. www.dilemascontemporaneoseducacionpoliticayvalores.com/edici♀n-2013/ano-vi-edicion-especial-junio-2019 (статья WoS).

2. Dyatlov A., Kovalev V., Chigrin V. Sociocultural preconditions for institutionalization of "city management" into the system of Russian municipal government // SHS Web of Conferences. Les Ulis Cedex A (France). 2019. Volume 70.

3. Dyatlov A., Kovalev V., Nechushkin A. Political preconditions for the institutionalization of "city management" into the system of Russian municipal government // SHS Web of Conferences. Les Ulis Cedex A (France). 2019. Volume 70. //

4. Dyatlov A.V., Kovalev V.V., Tikhonovskova S.A., Barashian L.R. (2020) City Management in the USА and Western Europe: Historical Background and Implementation Experience. In: Popkova E., Vodenko K. (eds) Public Administration and Regional Management in Russia. Contributions to Economics. Springer, Cham.

5. Vodenko K.V., Dyatlov A.V., Kovalev V.V. (2020) Administrative and Social Consistency of the City Management Institution. In: Popkova E., Vodenko K. (eds) Public Administration and Regional Management in Russia. Contributions to Economics. Springer, Cham.

6. Dyatlov A.V., Nemchina V.I., Kovalev V.V., Serikov A.V. Sociocultural and Political-Administrative Grounds of City Management in Russian Municipal Management // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. V9(10), P.1158-1168

7. Ковалев В.В., Дятлов А.В., Нечушкин А.Ю., Попов А.В. Административная и общественная состоятельность института сити-менеджмента (В оценках экспертов Ростовской области) // Гуманитарий Юга России. 2018. Т.7. №5. С.220-234.

 


 

- грант Минобрнауки и Российской академии наук «Социальная справедливость в обеспечении гармонизации межэтнических отношений и укреплении общероссийской идентичности населения на Юге России» (руководитель д.ф.н., профессор Волков Ю.Г.)

- Грант РФФИ «Бренды академического мира в эпоху digital-трансформаций: типология, экономические оценки и соизмерения, капитализация и управление» (руководитель к.э.н., доцент Баженова Е.Ю.)

- Грант РФФИ «Социальное самочувствие профессионального медицинского сообщества в сложной эпидемиологческой ситуации" (руководитель к.с.н., доцент Нор-Аревян О.А.)»

 


 

 Реализованные гранты:

- Грант РНФ «Институциональные практики и ценностная политика в сфере гармонизации межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой: сравнительный анализ и моделирование имплементации в российских условиях» (руководитель Волков Ю.Г.);

- Грант РНФ «Ментальные программы и модели социального поведения в российском обществе» (руководитель Лубский А.В.);

 - Грант РНФ «Профессиональная идентичность жителей мегаполиса в условиях прекариатизации российского общества» (руководитель Посухова О.Ю.) http://rscf.ru/prjcard/?rid=16-18-10306 

- Государственное задание Минобрнауки России №28.3486.2017/ПЧ "Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристких практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации" (руководитель Волков Ю.Г.);

- Грант РГНФ «Институциональные практики в межэтническом и межрелигиозном взаимодействии на Юге России: междисциплинарный анализ и оценка потенциала использования в укреплении общероссийской идентичности» (руководитель Волков Ю.Г.);

- Грант РГНФ «Экономическая идентичность российских регионов: концептуализация понятия, разработка инструментария измерения и сравнения, включение в систему регионального бренд-менеджмента» (руководитель Баженова Е.Ю.);

- Грант РГНФ «Антропотоки и этнические диаспоры: социальные практики взаимодействия, особенности коллективных идентичностей и национальная безопасность в странах со сложной этнокультурной структурой (Россия и Германия)» (руководитель Лубский А.В.);

- Грант РФФИ "Профессиональная карьера в условиях изменяющейся социальной реальности российского общества" (руководитель Посухова О.Ю.)

- Грант РГНФ «Социальные и гуманитарные технологии профилактики и противодействия агрессии, экстремизму и терроризму на Юге России в контексте геополитической конкуренции в Черноморско-Каспийском регионе»  (руководитель Сериков А.В.)

- Грант РГНФ «Социальное партнерство в системе дополнительного профессионального образования: модели мотивации и кооперации» (руководитель Тарасенко Л.В.);

- грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых «Социальная сущность и механизмы дифференциации потребления медицинской помощи в российском обществе» (руководитель к.с.н. Вялых Н.А., 2018-2019 гг.)

- Внутренний грант ЮФУ «Трансконфликтные регионы как феномен геополитической конкуренции: социальные риски и ресурсы адаптации к гуманитарным вызовам»

- Грант АНО ЭИСИ и РФФИ, выполняемый талантливой молодежью под руководством ведущего ученого – наставника "Гражданственность в молодежной среде в локальных сообществах в России и в странах с развитой культурой гражданского участия (Франция и ФРГ): особенности и возможности имплементации зарубежного опыта в российских условиях" (руководитель А.В. Лубский)

 

Взаимодействие с организациями РАН и отраслевых академий, другими российскими организациями и обществами

Научные школы института

Наша группа в soc-vk 

Сейчас на сайте 63 гостя и нет пользователей