344006 г. Ростов-на-Дону  ул. Пушкинская, 160   +7(863) 218-40-00 доб.12-702, +7(863)264-17-55    email: isir@sfedu.ru   soc-vk 


sfdu new

28 ноября 2023 года в Институте социологии и регионоведения Южного федерального университета уже традиционно прошла V Всероссийская научно-практическая конференция «Менеджеризм как идеология профессиональной деятельности в современной России». Торжественно открыл конференцию профессор Дятлов Александр Викторович – доктор социологических наук, заведующий кафедрой экономической социологии и регионального управления Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, профессор.

В ходе выступления «Идеология менеджеризма в российских социальных институтах» Александр Викторович зарезюмировал, что в мире происходят глобальные изменения, фактически мы находимся в состоянии «горячей» войны с коллективным Западом, а в России по-прежнему применяют либеральные управленческие технологии, главным выгодоприобретателем от которых становится чиновник, для которого менеджеризм лишь способ гарантированного построения карьеры. Менеджеризм объективно ведет к росту имитационных практик, к сокращению уровня профессионализма сотрудников организаций науки, здравоохранения и образования, к утрате общественного предназначения социальных институтов, к нецелевому использованию государственных ресурсов.

С пленарным докладом «Могут ли количественные показатели обеспечить эффективное управление университетами?» выступил Ковалев Виталий Владимирович –– доктор социологических наук, профессор кафедры отраслевой и прикладной социологии Института социологии и регионоведения Южного федерального университета. Виталий Владимирович определил, что мировой опыт показывает, управление университетом является важнейшим фактором повышения эффективности его деятельности и конкурентоспособности. Поэтому проблема описания качества управления университетом и оценки его является актуальной. В докладе предложена модель построения системы сбалансированных показателей качества управления университетом – описывающих состояние управления университетом как на определенный момент времени, так и в динамике. В системе выделено три группы показателей – независимых, коррелирующих и взаимосвязанных между собой, выделены и сформулированы требования как к их значениям, так и к изменению этих значений, вытекающие из критериев качества управления университетами. Использование результатов по представленной системе сбалансированных показателей позволит не только оценивать уровень качества управления университетом в любой момент времени, но и строить разные траектории качественного управления университетом.

C докладом «Менеджеристские технологии в государственном и муниципальном управлении Ростовской области» выступил почетный гость конференции Нечушкин Александр Юрьевич –– доктор социологических наук, председатель комиссии Общественной палаты Ростовской области по развитию экономики, предпринимательства и инноваций, профессор. Александр Юрьевич зафиксировал, что анализ состояния государственной службы и политико-правовых документов, принятых для ее изменения в соответствии с запросами современного российского общества, позволяет высказать обоснованное предположение о том, что в Российской Федерации в настоящее время сложились определенные социально-политические предпосылки для глубокой административной реформы, и, в частности, реформы государственной службы (общественное ожидание реформ, наличие политической воли провести необходимые преобразования, достаточно благоприятные сопутствующие факторы). К числу наиболее острых проблем, так или иначе связанных с государственной службой, следует отнести: недостаточную развитость государственности Российской Федерации; проблемы методологического обоснования государственной службы России; разработку применительно к государственной службе таких важнейших управленческих категорий, как «цель», «задача», «функция»; взаимоотношение государства с институтами гражданского общества; определение предмета и объема государственной службы; необходимость формирования целостной системы государственной службы; устранение противоречий и пробелов в законодательстве о государственной службе и обеспечение ее комплексного правового регулирования; повышение престижа и социальной привлекательности государственной службы в российском обществе; распространенность в деятельности госаппарата некоторых антисоциальных явлений (волокита, бюрократизм, отчуждение власти от народа, сращивание отдельных чиновников с криминальными элементами), что порождает интегративную проблему - недостаточную эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов.

В продолжении научной дискуссии с докладом «Концепция бюропатологий: к пониманию менеджеризма как тупика управления и развития» выступил Осипов Александр Михайлович – доктор социологических наук, научный сотрудник РГПУ им. А.И. Герцена, профессор. В ходе обстоятельного доклада было определено, что бюропатологии в XXI в. обрели устойчивый, институциональный характер, стали сквозным и болезненным фактором социальной жизни в российском образовании и препятствием его успешного развития и функционирования, барьером научного управления в образовании. Они потому и должны войти в приоритеты исследований с позиции российской социологии образования. Без их учета, без разработки концепции и всесторонней оценки проявлений и влияния бюропатологий невозможна эффективная стратегия образования и образовательной политики в России. Новые приоритеты помогут переводу социологии образования из тренда запоздалой и фрагментарной критики неэффективного управления отраслью к стратегии институционального совершенствования образования.

Обстоятельно осветили проблематику «Эколого-просветительские практики в современной России: перспективы совершенствования с применением менеджеристского подхода» Зинченко Ярослава Геннадиевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, заместитель декана факультета политологии ЮРИУ РАНХиГС и  Понамарёв Александр Борисович – кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии ЮРИУ РАНХиГС. Ярославой Геннадьевной и Александром Борисовичем было диагностировано, что экологическое просвещение формируется как серьезная и востребованная образовательная ниша, но реальные образовательные практики не обладают устойчивостью в связи с неравномерностью распределения ресурсов. Основной проблемой является не столько недостаток необходимых для оптимальной работы ресурсов, сколько их неравномерное распределение. Глубинные интервью показали однозначную разницу между руководителями образовательных программ, обладающими административными ресурсами, и теми, кто таковыми ресурсами не обладает. Репутация руководителя образовательного центра, его со-циальный капитал и возможность привлечь средства из муниципалитета или региона оказывают значительное влияние на ресурсное обеспечение программ экологического просвещения. Экологическое просвещение функционально, результативно, но не оптимизировано и не обладает должной степенью системности.

О результатах исследования «О влиянии идеологии менеджеризма на доверие населения медицинским организациям» сообщил Вялых Никита Андреевич – кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета. Никита Андреевич зафиксировал в своем докладе, что социальное доверие к медицинским организациям во многом декларативно и носит гибкий авансовый характер, зачастую безотчетно для самих пациентов и предпациентов. В реальных жизненных ситуациях, требующих адекватного терапевтического выбора, люди демонстрируют довольно высокую степень ответственности, взвешенные (в плане риска) стратегии поведения, средний уровень комплаентности и желание получать медицинскую помощь за пределами региона постоянного проживания в случае проблем со здоровьем. Кроме того, доверие дифференцируется по критерию социального капитала, т.к. зависит от наличия знакомых медработников, личных, семейных врачей. При этом доверие/недоверие – всего лишь идейнотеоретический конструкт, интуитивная динамическая матрица, посредством которой воспроизводится индивидуальный для каждого человека комплекс адаптивных самосохранительных реакций, приводящий как к положительным, так и нежелательным эффектам.

Живую дискуссию вызвали доклады:

«Влияние менеджеризма на образовательную подготовку в вузах»

Докладчик: Немчина Вера Ивановна - к.с.н., доцент кафедры регионалистики и евразийских исследований, ЮФУ, г. Ростов-на-Дону.

«Управленческие решения противодействия скулшуттингу: анализ результатов экспертного опроса».

Докладчик: Березнев Алексей Владимирович – старший преподаватель кафедры физической подготовки Воронежского института МВД России, г. Воронеж. 

«Менеджеризм в системе среднего общего образования: предпосылки и перспективы исследований».

Докладчик: Казанцев Осип Андреевич – аспирант кафедры социологии и национальной безопасности, ИСиР, ЮФУ, г. Ростов-на-Дону.

Были предметно обсуждены следующие научные направления:  

- Менеджеризм как управленческая идеология;

- Менеджеризм в системе высшего и среднего образования;

- Менеджеризм в управлении здравоохранением;

- Менеджеризм в системе муниципального управления;

- Общие проблемы управления здравоохранением, образованием, наукой.

В завершении конференции аудиторией были обсуждены менеджеристские подходы в науке и дополнительном образовании, которые проводили передовые страны Азии и Востока начала XXI века и единогласно подведен итог научной встречи. В России сфера высшего образования и науки все еще обладает большим потенциалом для развития, который основан на высоком уровне человеческого капитала, широкой сети вузов и научных институтов. Эффективное использование достижений науки и высшего образования в целях экономического и социального развития во многом зависит от комплементарности проводимых реформ в существующей институциональной академической среде. Идеи менеджеризма не должны рассматриваться как истина, не подлежащая обсуждению и критике. Корректировка реформ, направленных на минимизацию негативных эффектов институциональных ловушек в области высшего образования и науки, возможна в рамках широких делиберативных процессов как в самом научно-образовательном сообществе, так и в рамках диалога между представителями академической среды и реформаторами.

 

 

Наша группа в soc-vk 

Сейчас на сайте 92 гостя и нет пользователей