1 ноября 2023 года в Институте социологии и регионоведения Южного федерального университета торжественно прошла «Профессорская трибуна», Профессорская трибуна – особая академическая площадка, где ученые, исследователи, преподаватели, студенты и аспиранты могут встретиться, обсудить насущные проблемы, задать вопросы и получить ответы. Подобные мероприятия сплачивают научное сообщество и дают почву для интеллектуального поиска, новых идей и открытий.
Традиционно с приветственным словом выступил профессор Волков Юрий Григорьевич – научный руководитель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, научный руководитель Южно-российского филиала ФНИСЦ РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор.
«В современном мире, вовлеченном в процесс глобализации, роль эмпирической социологии постоянно возрастает, и диапазон задач, решаемых исследователями, постоянно расширяется. Интенсивность и динамика происходящих изменений в экономике вызывает значительные изменения в системе социальных взаимодействий. Технологические инновации также являются стимулом для новых вопросов и открытия новых реальностей. Появление новых отношений, социальных структур и, следовательно, новых выражений социального сопровождается развитием многочисленных теорий, правомерность которых должна быть подтверждена с учетом нового опыта в изменяющемся контексте. Это предполагает постоянную проверку теоретических идей посредством сбора, анализа и интерпретации эмпирической информации с максимально возможной степенью объективности. Мы, профессиональные социологи, должны доказать обществу, что социология – это наука про общество и для общества» – резюмировал Юрий Григорьевич.
Научно-просветительскую лекцию «Ростовская социологическая школа. Эмпирическая социология: основы анализа данных» торжественно открыл Дятлов Александр Викторович – заведующий кафедрой экономической социологии и регионального управления Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, доктор социологических наук, профессор.
«Одновременно – и во взаимосвязи – прогрессирует репертуар исследовательских методов. Новые методы появляются в ответ на широкомасштабные трансформации, как и более специфические изменения парадигм и эпистемологические инновации. В то же время невозможно отрицать влияние методологии других дисциплин и значение технологических достижений. Понять современный контекст развития социального исследования и появления инновационных методов может помочь исторический анализ эмпирического исследования общества и тех факторов, которые определили формирование и институализацию эмпирической социологии» – подчеркнул Александр Викторович.
Целью научно-просветительской лекции был анализ литературы Ростовской социологической школы по методологии эмпирических социологических исследований и рассмотрение основ структуры анализа данных.
В ходе мероприятия были рассмотрены следующие вопросы:
1.периодичность литературы по анализу эмпирических социологических данных;
2.методология анализа данных;
3.структурные элементы и основные схемы анализа данных.
Живой интерес аудитории вызвало обсуждение эмпирического наследия Ростовской социологической школы. Так, были концептуально рассмотрены следующие эмпирические труды: 1) Выборочный метод в социологическом исследовании / М. С. Астоянц, А. В. Дятлов. – Ростов-на-Дону: Антей, 2015. - 125 с.;
2) Дятлов, А.В. Методы математической статистики в социальных пауках (описательная статистика): учебник / А.В. Дятлов, П.Н. Лукичев: Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. –182 с.;
3) Гугуева, Д. А. Анализ данных в социологии: учебник / Д. А. Гугуева, А. В. Дятлов. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Южный федеральный университет, 2018. – 226 с.;
4) Дятлов, А.В. Эмпирическое социологическое исследование / А. В. Дятлов, А.М. Шаповалова. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Южный федеральный университет, 2019. – 104 с.;
5) Дятлов, А.В. Прикладная математика в социальных науках: Учебник / А. В. Дятлов; Рецензенты: А. В. Верещагина, Л. И. Щербакова. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. – 226 с.;
6) Дятлов, А.В. Эмпирические социологические исследования социальной реальности / А. В. Дятлов, Я. А. Асланов, В. В. Ковалев. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Южный федеральный университет, 2021. – 164 с.;
7) Дятлов, А.В. Проблемы оптимизации выборочных данных с неполнотой в диапазоне / А. В. Дятлов. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2022. – 232 с.
Далее Александром Викторовичем содержательно был интерпретирован социологический понятийно-категориальный аппарат эмпирической социологии. Определены и обстоятельно проградированы структурные элементы предметной области методологии анализа данных, взаимодействие между этими элементами.
Первый структурный элемент:
Первый тип социологических данных. Социолог работает и с данными «государственная статистика», и в этой связи, можно выделить особый тип данных.
Второй тип социологических данных – получаются при изучении общественного мнения.
Третий тип данных – это данные полученные по вопросникам сложной структуры.
Четвертый тип социологических данных – является данные полученные в процессе изучения времяпрепровождения.
Второй структурный элемент. Приёмы, подходы к сбору, измерению социологических данных, техники, методы и методики их получения.
Третий структурный элемент. Восходящая стратегия анализа данных: логика проверки описательных гипотез; поиск эмпирических закономерностей, начиная с простых и заканчивая сложными, для формирования объяснительных гипотез;
Четвертый структурный элемент. Нисходящая стратегия анализа данных: логика проверки объяснительных гипотез социологического исследования на основе выбора «основного языка» анализа данных (типологический анализ, факторный (факториальный) анализ, причинный анализ).
Пятый структурный элемент: метометодики (языки анализа данных): типологический анализ; факторный анализ; факториальный анализ; причинный анализ.
Особое внимание спикер мероприятия уделил диагностированию базисных эмпирических социологических проблем современной реальности:
1) неудовлетворительный характер научной коммуникации; дистанцированность от социологических проблем при изучении социальных и, наоборот, от социальных при изучении профессиональных; мода на проблемные поля;
2) постановка проблем-искушений (претензия на глубокие обобщения без соответствующего эмпирического обоснования, мировоззренческая интерпретации результатов локальных исследований) и т.д.
3) описательный характер существующего теоретического знания; полипарадигмальность как интеллектуальная мода и ее иллюзорность на эмпирическом уровне; слабая связанность в эмпирических исследованиях теоретической объяснительной модели изучаемых социальных процессов с инструментарием
4) потеря смысловой чувствительности понятий (понятийный анархизм)
5) отсутствие методологической толерантности («глухота» исследователей, их фракционность); методологическая травмированность.
В заключение научно-просветительской лекции Попов Александр Васильевич –заведующий кафедры кафедры регионалистики и евразийских исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, доктор социологических наук, профессор обратил внимание аудитории на истинную миссию современной социологии
«Основная трудность понимания общественных явлений состоит не в том, чтобы обнаружить какие-то сенсационные факты, собрать статистические данные или получить доступ к тщательно скрываемым тайнам государственной жизни, а в том, чтобы найти способ понимания повседневности. Интеграция знания, понимаемая одновременно и как инвентаризация, и как упорядочение, и как экспликация базовых категорий позволит улучшить условия «проживания» социологического сообщества» –заключил Александр Васильевич.
В ходе профессорской лекции Александром Викторовичем было предметно определено, что эмпирическая социология является важной областью социологического исследования, которая основывается на сборе и анализе эмпирических данных. Она позволяет изучать социальные явления и процессы на основе наблюдений, опросов и других методов сбора информации. Целью эмпирической социологии является получение объективных и проверяемых знаний о социальной реальности. Для достижения этой цели используются различные методы исследования, такие как опросы, наблюдения, эксперименты и анализ статистических данных. Эмпирическая социология играет важную роль в развитии науки, предоставляя эмпирическую базу для формулирования и проверки социологических теорий и гипотез. Она также помогает понять социальные проблемы и разработать эффективные стратегии для их решения.
В работе научно-просветительской лекции приняли активное участие студенты, магистранты и аспиранты Юга России. В целом, мероприятие прошло в теплой атмосфере, участники обменялись мнениями, состоялась оживленная дискуссия, которая, несомненно, побудила интенцию аудитории к дальнейшему расширению научных горизонтов и профессиональной самоактуализации.