6 февраля 2024 года завершила свою работу Всероссийская зимняя онлайн-школа «Международные конфликты и глобальная безопасность», которую организовала кафедра международных отношений Северо-Западного Института Управления РАНХиГС (Президентской Академии). В течение каждого из трех дней проходило 3-4 мероприятия: лекции, мастер-классы, деловые игры.
Количество участников составляло 153 обучающихся из 25 городов: Калининград, Воронеж, Тверь, Москва, Владивосток, Хабаровск, Ярославль, Казань, Пермь, Нижний Новгород, Ереван, Луганск, Мариуполь, Нальчик, Тюмень, Томск, Краснодар, Тольятти, Челябинск, Ижевск, Саратов, Санкт-Петербург, Иваново, Ростов-на-Дону, Севастополь. Среди участников были 112 бакалавров, 27 магистрантов, 12 аспирантов из 49 университетов-участников Всероссийской зимней онлайн-школы.
Проблематика школы охватывала такие проблемы как:
Один из внешних приглашённых спикеров был Коновалов Валерий Николаевич, доктор философских наук, профессор кафедры конфликтологии и национальной безопасности Института социологии и регионоведения ЮФУ, почётный профессор университета Месроп Маштоц (Нагорный Карабах г. Ханкенди).
Тема мастер-класса «Нагорно-Карабахский конфликт: конец истории?»
В своём историко-политическом экскурсе спикер отметил большое значение карабахского кейса для изучения этнических конфликтов в широком аспекте, а также исследований постсоветских конфликтов, в частности, и борьбы великих держав с участием России, Турции, Ирана, Соединённых Штатов и Европейского Союза.
Карабахский конфликт также представляет собой самый свежий пример продолжающегося столкновения между часто противостоящими международно-правовыми/политическими доктринами самоопределения и территориальной целостности.
Спикер в своём выступлении обратился к сложной истории Нагорно-Карабахского конфликта, прежде чем подойти к анализу причин и последствий Второй карабахской войны, которая началась 27 сентября 2020 года и продолжалась всего 44 дня. Война изменила прочный статус-кво на Южном Кавказе (или в Закавказье), сформированный соглашением о прекращении огня между Азербайджаном и Арменией, подписанным в мае 1994 года.
Важность анализа карабахского вопроса для будущего, как показал Коновалов В. Н., заключается в прецедентности и последствиях для других сепаратистских войн, (таких кейсов в новейшей истории наблюдалось более 40) с точки зрения международно-правовых случаев самоопределения против территориальной целостности, их последствий для постсоветского развития и конфликтов.
Мастер-класс вызвал большой интерес у участников Всероссийской школы. На полученные вопросы В. Н. Коноваловым были даны исчерпывающие ответы. Часть вопросов, оставшихся не раскрытыми из-за дефицита времени, организаторы школы передали спикеру в письменной форме.
Виталий Михайлович Белоусов родился 22 ноября 1938 г. в г. Миллерово Ростовской области. В 1967 г. с отличием окончил Ростовский институт народного хозяйства (РИНХ). Педагогическую и научную карьеру Виталий Михайлович начал в этом же вузе, в 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию.
В 1977 г. Виталий Михайлович принял решение навсегда связать свою жизнь с Ростовским государственным университетом (РГУ). На экономическом факультете РГУ он прошёл путь от доцента до заведующего кафедрой Истории экономических учений, в 1987 г. защитил докторскую диссертацию по экономике, а в 1992 г. возглавил кафедру Экономической теории Института по повышению квалификации и переподготовке кадров при РГУ (ИППК при РГУ, ныне – Институт социологии и регионоведения ЮФУ) и четверть века был её бессменным руководителем и лидером.
Профессор Виталий Михайлович Белоусов стоял у истоков создания в РГУ (ЮФУ) отделения Регионоведения, являлся «отцом-основателем» магистратуры по Регионоведению России.
Виталий Михайлович основал и развивал научную школу «Человеческое измерение трансформационного процесса российской экономики: социально-экономические закономерности, методика преподавания, региональный менеджмент и консультирование». Под его руководством защищены 5 докторских и 41 кандидатская диссертации.
Виталий Михайлович относился к числу тех людей, которые делают себя сами, был блестящим лектором и мудрым педагогом. Виталий Михайлович всю свою жизнь был на редкость современным человеком, был всегда открыт новшествам, тонко чувствовал своеобразие социального времени.
Белоусов Виталий Михайлович был заботливым мужем и отцом, нежным любящим дедушкой, замечательным коллегой, надёжным другом, верным товарищем, терпеливым наставником, мудрым учителем.
Коллектив Института социологии и регионоведения ЮФУ выражает искренние соболезнования родным и близким Виталия Михайловича. Светлая память о Виталии Михайловиче Белоусове навсегда останется в наших сердцах.
Траурная церемония прощания и отпевания состоится 10 февраля 2024 года (суббота) в 12:45 в Храме Покрова Пресвятой Богородицы Северного кладбища г. Ростова-на-Дону.
Стипендия ректора предназначается для частичного покрытия затрат на пребывание за границей студентов, желающих пройти обучение в зарубежном вузе-партнере в течение семестра.
Размер стипендии составляет 200 000 рублей.
К участию в конкурсе допускаются обучающиеся бакалавриата 2-3 курса, специалитета 2-4 курса и магистратуры 1 курса.
Прочими обязательными условиями допуска к участию являются:
Участникам конкурса необходимо:
Внимание! В заявлении на участие в академическом обмене можно указать до 3-х университетов, расположив в порядке приоритетности. Документы направляются в виде архива в формате rarили zip, каждый файл должен быть пронумерован и назван в соответствии с перечнем, представленным выше.
По вопросам участия в конкурсе можно также обращаться по почте nklyuchko@sfedu.ru. С более подробной информацией о программах обмена ЮФУ можно ознакомиться на сайте, Telegram-канале или посетив мероприятие День партнерских вузов ЮФУ.
Подробнее sfedu.ru/news/74322
8февраля ежегодно отмечается День российской науки.Этот праздник приурочен к датеоснования Петербургской академии наук, учрежденной по указу ПетраI.В этот день принято поздравлять всех, кто так или иначе связан с наукой. Носамое главное–этот праздник призван привлечь молодежь в науку и показать, насколько это перспективная и востребованная профессиональная деятельность.
В преддверии праздникакомандаИнститута социологии и регионоведения ЮФУвыяснила, интересует ли молодежь Дона наука как социальная сфера, отрасль, вид деятельности по производству нового знания и инноваций в современном обществе, насколькомолодые людиосведомленыо видных деятелях науки и научных открытиях.
Опрос показал, что проявленный молодежью интерес к науке является устойчивым идостаточновысоким, его демонстрируют примерно две трети респондентов.
Достаточно широки и разнообразны у молодежи источники знаний о мире науки. Так, новости о достижениях науки молодежь, какиследовало ожидать, получает в основном из социальных сетей (75,8%), Телеграм-каналов (54,7%), разнообразных интернет-изданий (50,3%), блогов и видеоканалов (45,5%).39,7% респондентов получаютсведения о науке из традиционных СМИ – телевидения, радио и газет.
Среди ключевых научных открытий и изобретений отечественных ученыхXIX-XXвв.респондентыназвалипрежде всегосоздание первогоискусственного спутника Земли (68,3%), изобретение радиоприемника (64,4%), изобретение периодической таблицы химических элементов (62%), разработку антибиотика (55,2%) и открытие Антарктиды (46,2%).
Из числа современных, публично значимых достижений российской науки респонденты отметили открытия и инновации в области медицины (55,5%), физики и наук о космосе (52%), инженерных наук и робототехники (41%), биологии и наук о жизни (37,1%), разработки в сфере военной промышленности (49,3%), сельскохозяйственных наук (35,6%), наук о земле и экологии (30,4%), гуманитарных и социальных наук (27,7%).
Опроспоказал, чточащевсегомолодыелюдиобращают внимание надостиженияв области медицины,которую в лидеры вывела пандемия – 10,3% респондентов среди современных достижений отечественной науки отметили создание вакцины противCOVID-19. Такжев этой сферебыло отмеченосозданиедругихвакцин против опасных заболеванийиновые технологии трансплантацииорганов. Кроме этого, среди современных научных открытий и изобретенийбыли названыполучение графена, редактирование генома – «молекулярные ножницы», открытие нового химического элемента Оганесона, отечественные разработкив области искусственного интеллекта и робототехники.
Среди самых известных деятелей наукиРостовской областиопрошенныеназвали ученого, просветителя, организатора науки, ректора Ростовскогогосударственного университета (1957-1988 гг.)Юрия АндреевичаЖданова(51,1%),микробиолога и эпидемиологаЗинаиду ВиссарионовнуЕрмольеву(19%),врача-инфекционистаГеоргияПавловичаРуднева (17,1%),механика и математикаИосифа ИзраилевичаВоровича (15,8%),химикаВладимира ИсааковичаМинкина (14,5%),создателя вычислительной (13,6%),врача-офтальмологаСвятослава НиколаевичаФедорова (12,4%), океанолога Геннадия ГригорьевичаМатишова (11,3%),философа, культуролога, историка МихаилаКонстантиновичаПетрова (10,5%), педагога и социального мыслителяЛьваАлександровича Велихова (9,8%).
Коллектив Института социологии и регионоведения поздравляет с приближающимся Днем российской науки и желает исследователям Дона новых смелых решений, открытий и ярких достижений!
Для справки: экспресс-опрос реализован в онлайн-формате в рамках проекта Института социологии и регионоведения ЮФУ и Центра общественных коммуникаций ЮФУ «Социология Лайт». Число участников опроса–1778жителей Ростовской областивозрасте от 14 до 35 лет.