20 мая 2022 г. исследователи Института социологии и регионоведения приняли дистанционное участие в работе Международной научно-практической конференции «Исторические основы профессиональной культуры в здравоохранении». Организатором и основной площадкой форума стал Гродненский государственный медицинский университет (г. Гродно, Беларусь) в сотрудничестве с Институтом социальных наук Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ (г. Москва, Россия), Институтом социально-экономических проблем народонаселения и Институтом социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (г. Москва, Россия), Исследовательскими комитетами Российского общества социологов «Социология медицины» и «Социология здоровья и здравоохранения» (г. Москва, Россия), Медицинским университетом Люблина (г. Люблин, Польша).
Центральными темами стали исторические и этические аспекты формирования профессиональной культуры в здравоохранении, проблемы и современные методы подготовки медицинских кадров, способы противостояния глобальным вызовам здоровью населения, в частности – последствиям пандемии COVID-19. Конференция объединила практикующих врачей, социологов, историков, преподавателей медицинских университетов, молодых ученых и аспирантов.
С докладом «О социальном самочувствии медицинских работников в условиях пандемии COVID-19» на пленарной сессии выступил Никита Вялых. В научном сообщении были проанализированы и обобщены наиболее важные результаты двухлетнего проекта РФФИ № 20-04-60466 «Социальное самочувствие профессионального медицинского сообщества в сложной эпидемиологической ситуации» (руководитель – Оксана Нор-Аревян). Онлайн секция стендовых докладов по материалам данного гранта представлена трудами Ольги Мосиенко («Социальный престиж и признание профессии врача в условиях пандемии СOVID-19»), Оксаны Нор-Аревян и Алены Черевковой («Социально-экономическая удовлетворенность врачей Ростовской области в условиях пандемии коронавируса»).
В рамках реализации гранта Президента РФ МК-1818.2022.2 «Динамика социального доверия российского общества к институту здравоохранения в условиях пандемии COVID-19» (руководитель – Никита Вялых) приняли участие Вадим Зарбалиев («Социальные факторы формирования доверия и недоверия российского общества к институту здравоохранения») и Анна Беспалова («Доверие к науке и системе здравоохранения в период пандемии COVID-19: взаимосвязь и новые вызовы»). Кроме того, в онлайн подсекции стендовых докладов молодых ученых представлена презентация Вадима Зарбалиева «Здоровьесберегающие практики российской молодежи в условиях пандемии СOVID-19».
Сборник материалов и программа конференции, видеозапись, а также стендовые доклады доступны на официальном сайте мероприятия по ссылке: http://www.grsmu.by/ru/university/press_centr/online-conference/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-istoricheskie-osnovy-professionalnoj-kultury-v-zdravoohranenii.html
Доцент кафедры прикладной конфликтологии и медиации, к.с.н. Оксана Аведиковна Нор-Аревян и преподаватель кафедры прикладной конфликтологии и медиации Алена Игоревна Черевкова стали соавторами коллективной монографии «Старшее поколение в постиндустриальных реалиях: жизненные и трудовые стратегии». Среди авторов монографии – ученые Московского государственного университета (д.с.н. С.А. Барков, к.э.н. И.В. Колодезникова, к.псих.н. Е.Г. Ксенофонтова, к.э.н. И.В. Кузнецова, к.с.н. А.В. Маркеева, д.с.н. А.А. Осеев, д.с.н. А.Б. Синельников, к.с.н. М.В. Юрасова), Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (к.с.н. С.Н. Щербинин), Института социологии Национальной академии наук Беларуси (к.с.н. Н.Л. Мысливец), а также Южного федерального университета.
В постиндустриальном обществе заметно возрастает социальная роль старшего поколения, что является следствием процесса старения населения и соответствующего ему увеличения доли старших возрастов в демографической структуре общества. При этом происходят радикальные изменения социальных практик пожилых людей. Все большее их количество продолжает трудиться, обеспечивая себе дополнительный доход и возможности самореализации. Реформирование пенсионных систем, повышение пенсионного возраста, усиливающиеся процессы цифровизации повседневности и появление новых трендов в трудоустройстве (фриланс, самозанятость, дистанционная работа и др.) создают новый институциональный контекст социализации старшего поколения. В таком контексте существенно трансформируются образовательные, досуговые и семейные практики его представителей. Всем этим и многим другим вопросам посвящена монография.
Монография предназначена для социологов, преподавателей социальных дисциплин, экономистов, социальных работников, специалистов по разработке образовательных программ для старших возрастов, а также для широкого круга читателей, интересующихся данной проблематикой.
Старшее поколение в постиндустриальных реалиях: жизненные и трудовые стратегии : коллективная монография / под ред. С.А. Баркова, И.В. Кузнецовой, А.В. Маркеевой. – М.: Издательство «У Никитских ворот», 2022. – 328 с.
16 мая 2022 года доценты кафедры конфликтологии и национальной безопасности ИСиР ЮФУ А.Н. Трапш и Г.К. Овруцкая в качестве экспертов приняли участие в очередном мероприятии Молодежной программы «Профилактум».
Молодежная программа «Профилактум» включает в себя серию мероприятий по направлению профилактики политического и религиозного экстремизма и терроризма на основе разработанных методик и рекомендаций по вопросам толерантных отношений в молодежной среде.
Мероприятие прошло на площадке Форума «Молодая волна» традиционно проходящего в ДОК «Спутник» в Неклиновском районе Ростовской области. В этом году Форум «Молодая волна» юбилейный, он проводится уже в десятый раз. В этот раз на площадках Форума собрались более 500 самых активных ребят в возрасте от 14 до 17 лет со всего Южного федерального округа.
Алексей Николаевич Трапш выступил с лекцией на тему «Историко-культурные традиции народов Юга России: потенциал содружества и интеграции», а Гульнора Каримовна Овруцкая провела интерактивное занятие: «Конфликтологическая игра как метод профилактики деструктивных социальных явлений». И лекция, и интерактивная игра вызвали искренний интерес у ребят. Были заданы многочисленные вопросы, участники подходили с комментариями после завершения встречи, делились своими мнениями и впечатлениями по затронутым темам конфликтов на Юге России, проблемам межнациональных отношений.
Участники отметили, что без изучения истории, без обсуждения актуальных проблем и поиска выхода из них, без конструктивного взаимодействия сложно идти вперед, смотреть в будущее свое и страны в целом.