344006 г. Ростов-на-Дону  ул. Пушкинская, 160   +7(863) 218-40-00 доб.12-702, +7(863)264-17-55    email: isir@sfedu.ru   soc-vk 


sfdu new

pubdip1

17 февраля 2016 года в Институте социологии и регионоведения ЮФУ по инициативе Представительства МИД России в г. Ростове-на-Дону прошло заседание круглого стола «Современные тенденции развития публичной дипломатии в условиях геополитической конкуренции».

пд 1

В работе круглого стола приняли участие представители Министерства иностранных дел РФ, ученые Южного федерального университета и Россиской академии наук, представители некоммерческого сектора. В своем обращении к собравшимся участникам заместителя директора Института социологии и регионоведения по научной работе и экспертной деятельности, к.с.н., доцент А.В. Сериков отметил, что современный вектор внешнеполитического развития России требует новых подходов к защите ее национальных интересов и формированию позитивного имиджа в мире. Таким инструментом может стать активизация технологий soft-power в рамках общественной дипломатии.

пд 2

Секретарь Представительства МИД России в г. Ростове-на-Дону Е.И. Иванова и атташе Представительства МИД России в г. Ростове-на-Дону А.Н. Бобров отметили заинтересованность государства в активизации механизмов публичной дипломатии, что должно иметь целью изменение образа России у зарубежной общественности и бизнес-кругов. В связи с этим, Министерство иностранных дел выступает инициатором научной дискуссии о технологиях, инструментах и направлениях развития публичной дипломатии. В ответ ученый секретарь Южно-Российского филиала Института социологии РАН, к.полит.н. Ш.М. Атоян охарактеризовала основные технологии применения «мягкой силы», а также преимущества soft-power перед strong-power. Кроме того, анализируя тенденции развития современной геополитики, она отметила трансформацию вектора от применения технологий «мягкой силы» к технологиям «умной силы».

пд 3

По мнению к.и.н., руководителя направления «Международные отношения» в Институте истории и международных отношений ЮФУ Р.С. Айриян основным направлением soft-power России должна быть «культурная экспансия», субъектами которой должны быть российские дипломатические миссии, русские диаспоры и НКО, специализированные телеканалы, ориентированные на вещание за рубеж и размещающие информацию культурной направленности. Свою поддержку этой позиции выразила к.и.н., доцент кафедры регионалистики и евразийских исследований Института социологии и регионоведения ЮФУ Е.Л. Щукина, которая отметила необходимость создание мощного интернет-ресурса «Культура России», который бы синтезировал исторический, культурологический, краеведческий материал о России на иностранных языках и пропагандировал российскую культуру за рубежом. Продолжая эту идею, к.полит.н., заведующий кафедрой теоретической и прикладной политологии Института философии и социально-политических наук ЮФУ Р.А. Пупыкин отметил, что в современном постиндустриальном обществе значительно возрастает роль уже не столько общественная дипломатия, сколько информационная дипломатия и от того, насколько Россия будет эффективно реализовывать свою информационную стратегию во многом завит ее международный имидж. Технологии информационной дипломатии выглядят тем более привлекательными, так как не требуют больших финансовых ресурсов.

пд 4

Широкую дискуссию вызвали вопросы, касавшиеся субъектов публичной политики в России. Так заведующий кафедрой технологий и организации туроператорских и турагентских услуг Высшей школы бизнеса ЮФУ, к.и.н, доцент С.Г. Горяйнов отметил в своем выступлении, что свертывание выездного туризма и переориентация отечественных туроператоров на внутренний туризм негативно сказывается на восприятии России в странах, с которыми традиционно крепкими были именно туристические связи. Более того, места российских туристов быстро занимают туристы из Китая и других азиатских регионов, на них переориентируется бизнес турецких и египетских предприятий туриндустрии.

О сложностях развития публичной дипломатии через некоммерческий сектор говорила исполнительный директор РРО МОО «Общество дружбы и сотрудничества с Арменией» А.И. Пятакова, которая отметила сложности реализации совместных проектов, организуемых российскими НКО и зарубежным партнерами из-за присвоения статуса «иностранных агентов». По мнению руководителя НКО в присвоении статуса «иностранного агента» государство должно проявлять более гибкий подход, исключающий дискриминацию тех организаций, которые пропагандируют патриотические ценности и деятельность которых как раз и направлена на практическую реализацию публичной дипломатии России. О потенциале религиозных общин в деле развития публичной дипломатии России говорил в своем выступлении к.с.н., ведущий научный сотрудник Института социологии и регионоведения А.В. Бедрик. Он обратил внимание собравшихся на состоявшуюся 12 февраля встречу глав Русской православной и Римской католической церквей, которая как раз и является ярким примером действия, сближающим позиции России и Запада.

В конце А.В. Сериков обобщил основные идеи, прозвучавшие на встрече, и выразил готовность Южного федерального университета и Института социологии и регионоведения стать площадкой для проведения научного форума «Современные тенденции развития публичной дипломатии», с инициативой которого выступили представители МИД РФ.

Наша группа в soc-vk 

Сейчас на сайте 55 гостей и нет пользователей