344006 г. Ростов-на-Дону  ул. Пушкинская, 160   +7(863) 218-40-00 доб.12-702, +7(863)264-17-55    email: isir@sfedu.ru   soc-vk 


sfdu new

Мероприятие было направлено на популяризацию научных идей и исторического пути становления отечественной социологии, а также репрезентацию фундаментального вклада отечественных социологов в российскую науку. Каждый участник мероприятия выбрал одного из предложенных отечественных социологов и рассказал о центральных научных идеяхисследователя. Были обсуждены труды выдающихся ученых посредством презентации фундаментальных социологических концепций: П.А. Сорокина, М.М. Ковалевского, В.А. Ядова, А.В. Дмитриева, Л.М. Дробижевой, И.С. Кона, Т.И. Заславской, В.Т. Лисовского, Б.А. Грушина, Л.Н. Когана, В.Е. Давидовича, А.В. Лубского.

image-13-02-23-03-24

Знаковое для отечественной социологии мероприятие, торжественно открыл Волков Юрий Григорьевич – Заслуженный деятель науки Российской Федерации, научный руководитель ИСиР ЮФУ, д.ф.н., профессор.

«Можно с уверенностью сказать, что современное поколение отечественных исследователей успешно преумножает богатые традиции и вносит свой вклад в развитие российской и мировой науки, расширяя границы познания. Одной из ключевых задач сегодня является развитие кадрового потенциала. Наши научные социологические школы являются золотым фондом, способным дать новому поколению студентов и молодых исследователей правильные ориентиры для высоких достижений» – отмечает Юрий Григорьевич

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился Мансуров Валерий Андреевич, президент Российского общества социологов, д.ф.н., профессор.

«Изучая общество, находящееся в процессе глубоких преобразований, решая сложные задачи теоретического и практического характера, социологи реализуют масштабные проекты, охватывающие как страну в целом, так и её отдельные регионы со свойственными им особенностями социально-экономического и культурного своеобразия. В настоящее время трудно представить себе какую-либо сферу общественной жизни, которая находится вне поля зрения российских наук об обществе» – подчеркивает Валерий Андреевич.

В продолжении мероприятия, с чувством глубокой ностальгии, с приветственным словом обратился предшествующий директор ИСиР ЮФУ, Сериков Антон Владимирович, заместитель генерального директора российского общества «Знание», директор Центра Знаний «Машук» к.с.н., доцент.

«Современная российская социология прошла большой путь, наполненный творческими поисками, открыла новые направления научного познания общества и оказывает серьёзную научную поддержку органам власти и структурам гражданского общества в поиске ответов на непростые вопросы и вызовы современной жизни. Отрадно, что исследования российских социологов наполнены не только желанием получать новые знания, но и возрастающим стремлением внести свой вклад в развитие и процветание стран.»  –обращает внимание Антон Владимирович.

Поддержал потребность в популяризации научных идей отечественных ученых-социологов и развитии академической социологии БедрикАндрей Владимирович, директор ИСиР ЮФУ, к.с.н., доцент.

«История становления и развития отечественной социологической науки демонстрирует, через какую острую борьбу и конфликты она пробивала себе дорогу в жизнь, завоевывала научный авторитет и влияние в системе управления государством и обществом. В современных реалиях, благодаря социологическому воображению мы получаем возможность оценивать, казалось бы, очевидные вещи, отказываясь при этом от распространенных представлений о них; осознавать причины существующих между людьми социальных и культурных различий; прогнозировать появляющиеся в нашей жизни шансы и препятствия; активизируем собственную социальную, гражданскую и политическую активность. Желаю всему сообществу корифеев-социологов, а также подрастающему поколению будущих российских социологов благополучия, успешной работы и новых творческих свершений!» – прокомментировал Андрей Владимирович.

Далее о  концептуальных идеях на профессиональном поприще отечественных социологов рассказали бакалавры, магистранты и аспиранты ИСиР ЮФУ.

Ольга Лозовая, магистрант 1 курса ИСиРЮФУ, обстоятельно осветила научные идеи социолога эволюционистского направления, Максима Максимовича Ковалевского, который выделил задачи социологии, как позитивной науки: 1) структурирование и упорядочение различных теорий социологии в единую систему, совместно с синтезом научных исследований об обществе; 2) формулирование общих принципов и законов функционирования общества, совместно с установлением связей между различными сторонами общественной жизни; 3) изучение коллективных форм сознания социальной общности в контексте их эволюционных модификаций и общей организации; 4) определение фаз социальной эволюции и выявление содержания прогресса общества. Была рассмотрена концепция социальной солидарности М.М. Ковалевского, в концептуальном содержании которой он определял общественный прогресс в качестве процесса перманентного роста.

Елизавета Гринченко, магистрант 1 курсаИСиР ЮФУ, рассказала о научных идеях Питирима Александровича Сорокина, ярко проиллюстрировав события из биографии социолога, поделившись своим видением того, как они отразились на развитии методологических концептов ученого. Рассмотрена интегральная социологическая теория, теория культурных суперсиситем, социальной стратификации, социальной мобильности, выделена система традиционных и новых социальных лифтов. Питириму Александровичуудалось предвосхитить многие идеи одной из самых влиятельных социальных теорий, зафиксировать важнейшие предпосылки кристаллизации современного коммуникативно дифференцированного общества, сформулировавпозитивную программу системно-коммуникативного подхода к исследованию общества.

Валерий Левшин, аспирант 1 курса ИСиРЮФУ, вербализовал актуальность многих идей Льва Наумовича Когана, в сфере социологии культуры и личности, понимаемой им как самореализация человека в культуре. Главным и определяющим для ученого был акцент на то, что критерием творчества, его масштабов и эффективности являются не только и не столько ценности и достижения культуры, сколько степень развития творческого потенциала человека. Так был сформирован деятельностный подход, что позволило по-новому подойти к пониманию структуры культуры.

Виктория Спажакина, бакалавр 3 курса ИСиРЮФУ, определила значимость социологических воззрений Лисовского Владимира Тимофеевича, который исследовал проблемы молодежи в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано-как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Отмечено, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т.д. 

Полина Зекунова, бакалавр 3 курса ИСиРЮФУ, рассказала о социологических концепциях Грушина Бориса Андреевича, который занимался исследованием структуры и состава общественного сознания и связывал общественное мнение с общественным сознанием как целостным объектом.  На этом уровне Б.А. Грушин выделил три типа элементов сознания: общественная психология, общественное знание, общественное воображение.

Яковлев Вадим, аспирант 1 курса ИСиР ЮФУ,особое внимание уделил в своем выступлениисоциологической концепции Давидовича Всеволода Евгеньевича, базирующейся на развитии конструкта социальной справедливости в трансформирующихся общественных реалиях. Справедливость/несправедливость рассматривалась ученым как ценностно-коммуникативное отношение, строящееся вокруг сюжета «равенство–неравенство», «поведение –воздаяние»  и  несущее  в  себе  огромный  заряд субъективности: то, что считается справедливым, зависит от ведущих ценностей. В своей научной деятельности Всеволод Евгеньевич также уделял внимание проблемам философской антропологии и философии культуры, уделял внимание темам философии гуманистики. В.Е. Давидович обосновывал деятельностную концепцию культуры как исторически сложившейся всеобщей технологии деятельности.

Лана Мамаладзе, магистрант 1 курса ИФиСПН ЮФУ, свое выступление посвятила социологии Игоря Семеновича Кона, который внёс фундаментальный вклад в развитие социологии молодёжи и психологии развития. Изучал процессы онтогенеза и социализации юношества, опираясь на историко-антропологические данные и понимание юности как особой фазы жизни, впервые в послевоенной советской литературе рассматривая их в широкой социально-исторической и междисциплинарной перспективе, с учётом новейших лонгитюдных исследований и психологии жизненного пути. Обобщил и систематизировал данные о развитии самосознания, эволюции образа «Я», структуре общения, юношеской субкультуре, особенностях развития в зависимости от пола и сексуальном поведении советских школьников. 

Федорович Софья, магистрант 1 курса ИСиРЮФУ, презентовала социологические идеи Заславской Татьяны Ивановны, специалиста в области исследования социально-экономических проблем советской деревни, трудовых ресурсов, миграции сельского населения, социального механизма развития экономики, социальной структуры российского общества.  Т.И. Заславской внесен значительный вклад в изучение экономических проблем распределения по труду в колхозах, системы экономических отношений между колхозами и государством, исследованы теоретические вопросы материального стимулирования в сельском хозяйстве.

Екатерина Полякова, бакалавр 3 курса ИСиРЮФУ, рассказала об одном из создателей ленинградской социологической школы, ЯдовеВладимире Александровиче. В.А. Ядовсформулировал концепцию диспозиционной регуляции (саморегуляции) поведения личности. Ее суть состоит в том, что установки различного уровня регулируют поведение индивида в различных социальных ситуациях: от удовлетворения жизненновитальных потребностей, к реагированию в привычных ситуациях, через базовые социальные установки, к деятельности, связанной с реализацией целей жизни человека.

Павел Гаврилов, аспирант 3 курса ИСиРЮФУ, свой научный интерес сфокусировал на изучении социологических концептов Дмитриева Анатолия Васильевича, который рассматривал теории и история смеха, его функции, статус и приемы, а также роль юмора в различных сферах и общественных группах. 

Сидоров Юрий, бакалавр 3 курса ИСиР ЮФУ, предметно осветил научные идеи ЛубскогоАнатолия Владимировича, рассказав о методологическом вкладе ученого в ИСиР ЮФУ и отечественную социологическую науку. Анатолий Владимирович подробным образом показал, что государственность является основополагающим стержнем российской цивилизации. Специфика российской государственности заключается также в содержании национально-государственной идеи и практики ее реализации. В своих монографиях особый фокус внимания, в рамках теоретико-методологической рефлексии, уделял раскрытиюпринципов трансдисциплинарного научного исследования нормативных типов личности, ментальных матриц и моделей социального поведения; рассматривал особенности формирования человека политического как нормативного типа в условиях государственно-организованного российского общества и мобилизационно-модернизационного социотипа его развития; выявлял содержание нерефлексивных структур ментальной матрицы человека политического, обусловливающих специфику нормативной модели социального, экономического, политического и правового поведения в российском обществе.

Черевкова Алена, преподаватель ИСиР ЮФУ, прониклась идеями Дробижевой ЛеокадииМихайловны, которая была одной из основательниц этносоциологии в российской науке. Ею была начата разработка теории и методов изучения личностного уровня межнациональных отношений, структуры этнической идентичности в этносоциологических исследованиях, выявлены типы «посткоммунистического национализма» в пространстве новой России, инициирована и разрабатывается проблема государственно-гражданской и этнической идентичности.

Мероприятие позволило провести анализ и систематизацию учений главных представителей отечественной социологической науки, выявление взаимосвязи и различий этих учений, их значения для выработки представлений о предмете, основных понятиях и проблемах социологии.

image-13-02-23-03-24 1

Наша группа в soc-vk 

Сейчас на сайте 50 гостей и нет пользователей