344006 г. Ростов-на-Дону  ул. Пушкинская, 160   +7(863) 218-40-00 доб.12-702, +7(863)264-17-55    email: isir@sfedu.ru   soc-vk 


sfdu new

Кандидат социологических наук, доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии Института социологии и регионоведения Дарья Гугуева выступила в роли эксперта в рамках проекта ЮФУ «Точка зрения» и рассказала о становлении и развитии цифрового этикета, правилах и нормах поведения в сети интернет.

YEI HpvevF8

Цитата:

vk.com/@sfedu_official-tochka-zreniya-chto-takoe-cifrovoi-etiket-i-kak-vesti-sebya

Мы решили затронуть проблему цифрового этикета и спросили у наших экспертов, что из себя представляет цифровой этикет, и каких норм и правил необходимо придерживаться при общении в онлайн-пространстве.

Сегодня нашими экспертами выступили: культуролог и социолог.

О становлении и развитии цифрового этикета, правилах и нормах поведения в соцсети рассказала кандидат социологических наук, доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии Института социологии и регионоведения Дарья Гугуева.

«Понятие «цифровой этикет» неразрывно связано с информационным обществом, в котором мы сейчас живем, и берет свои истоки не только от понятия «этикет» в привычном нам понимании, но и от понятия «сетевой этикет», то есть правила поведения и общения в социальных сетях интернета. Цифровой этикет, исходит из более узкого понятия «сетевой этикет» или «Нетикет» и как самостоятельный феномен формируется в связи с переходом на Web 3.0 в 2007 году», - отметила Дарья Александровна.

По словам эксперта, опубликованного цифрового кодекса поведения нет, но есть общепринятые правила поведения, а также неприемлемое поведение, которое осуждается пользователями сети.

«Цифровой этикет включает в себя сразу три направления: общение в сети, практики использования гаджетов и самопрезентация пользователей в сети. Таким образом, мы можем говорить о том, что вежливый пользователь должен контролировать свое поведение в сети сразу по трем названным направлениям», - добавила Дарья Гугуева.

Как рассказала специалист, ученые постоянно проводят исследования поведения пользователей в сети и пишут статьи на эти темы, а для широкой публики блогеры несут в массы правила поведения в интернете, один из ярких примеров – Телеграмм-канал «Цифровой этикет», автор рекомендует пользователям все время задавать себе вопросы: не доставляю ли я кому-либо неудобство; не подвергаю ли я кого-нибудь опасности; не отнимаю ли я чье-то время, внимание (и трафик!) и, согласно ответам на эти вопросы, выстраивать свою стратегию поведения в сети. Специалисты отмечают, что среди россиян разных поколений наблюдаются различные практики поведения в сети, так, для представителей более старшего поколения приемлемы телефонные звонки и минимальное использование голосовых сообщений в мессенджерах, для подростков – голосовые сообщения – норма общения, а для среднего поколения – возможность звонка по телефону должна быть вначале оговорена в сообщениях, и прямой звонок, без предупреждения может восприниматься как вторжение в личное пространство.

Дарья Гугуева дала несколько рекомендаций правил поведения в социальных сетях.

«Я считаю, что в первую очередь следует быть вежливым и дружелюбным, уважительно относиться к партнеру по переписке, в связи с этим не писать ночью; не использовать Caps Lock в тексте сообщения; если общение происходит в общем чате, например, в Zoom нужно быть особенно внимательным, так как можно по ошибке перепутать личный и общий чаты. Отдельно следует сказать об использовании смайликов и других эмодзи, если они допустимы в дружеском общении, то в деловой переписке – это табу. Еще один совет, соблюдать грамматику и пунктуацию, времена, когда в интернете использовался «Олбанский язык» ушли в прошлое, правильное написание текстов поможет верно донести ваши мысли до собеседника. Перед отправкой письма по электронной почте или сообщения в мессенджере проверьте свой текст, автозамена часто вносит сумбур в тексты. Говоря об общении по телефону, помните о конфиденциальности, для того чтобы окружающие не стали невольными слушателями ваших разговоров, следует отойти от них минимум на три метра, что в закрытом помещении или в общественном транспорте сделать практически невозможно. Также помните, что существуют места, в которых телефоном пользоваться не принято – это больница, библиотека, театр, публичные мероприятия. Отдельно скажу о наушниках, которые в первую очередь предназначены для того, чтобы слушать музыку не мешая окружающим, а когда люди используют их для разговора по телефону, то часто повышают голос, в связи с тем, что наушники подавляют окружающие шумы, а повышенные тона привлекают к себе еще больше внимания окружающих и о конфиденциальности, о которой я говорила выше, не может быть и речи. Всегда следует помнить, что, находясь в социуме, мы должны жить по правилам «человеческого общежития», то есть, стараться причинять как можно меньше дискомфорта и неудобств окружающим нас людям», - отмела эксперт.

Наша группа в soc-vk 

Сейчас на сайте 210 гостей и нет пользователей